Ее имя - Зинаида Ермольева - широко известно в научных кругах нашей страны и за рубежом. Но в западных научных кругах к нему уважительно добавляли "Мадам пенициллин". Ее судьба - это научный и гражданский подвиг. Она была, если можно так сказать, "личным врагом" холеры и смогла ее победить. А разработанный ею препарат, спасший жизни огромного количества раненых, - ее личный вклад в Победу.
Зина Ермольева еще студенткой Донского университета поставила своей задачей победить страшного врага, уносившего тысячи жизней - холеру. Был еще и личный мотив: болезнь убила ее любимого композитора П.И. Чайковского. Через несколько лет упорных исследований ей удалось разработать препарат. Цена была высока - чтобы понять природу возбудителя болезни, она поставила эксперимент на себе. Исследовательница выпила зараженную воду и наблюдала, что происходит в ее организме. К счастью, все закончилось благополучно,а когда возбудители заболевания были обнаружены в ростовском водопроводе, была предложена технология хлорирования воды в качестве профилактики. В середине 20-х годов ее имя уже известно и за рубежом. Выделенный ею холерный вибрион, отличие которого от остальных возбудителей было в том, что он светился в темноте, зарубежные специалисты, ознакомившись с результатами исследования, назвали ее именем.
Потом была борьба с эпидемией холеры в Афганистане, так как под опасностью заражения оказались и наши среднеазиатские республики. Бригаду советских медиков во главе с Ермольевой отправляют в Ташкент. Там она продолжает работу по исследованию вирусных заболеваний и разрабатывает вакцину для лечения и холеры, и дифтерии, и тифа.
Борьба с холерой - это личный вклад Зинаиды Виссарионовны в битву за Сталинград. В осажденном городе началась эпидемия. Одна из версий причин - диверсия гитлеровцев, которым, якобы, удалось заразить водопровод. Бригада Ермольевой срочно отправляется на фронт. Она везет склянки с бактериофагами, вирусами, которые убивали клетки возбудителя болезни. Но по пути состав был разбомблен, спасти мало что удалось. Тогда Ермольева налаживает производство вакцины прямо в Сталинграде, в одном из подвалов, под бомбежками и обстрелами. Жителям и бойцам стали раздавать хлеб с фагами, таким образом вакцинируя ежедневно по 50 тысяч человек в день. Ермольева лично учила санитарок в госпиталях делать прививку. Водопроводную воду и колодцы обеззараживали. Распространение заболевания удалось предотвратить
Находясь в Сталинграде, исследовательница поняла, что значительная часть раненых умирает от заражения крови. Эта же проблема волновала и Верховное командование. На Западе уже был разработан пенициллин, хотя технология его массового производства не была совершенной. Наше командование обратилось к союзникам с просьбой продать препарат, так как условия Лендлиза предполагали поставку лекарств. Была объявлена неимоверно высокая цена - 10 млн долларов. Наши согласились. После этого цену подняли до 20 млн. Опять согласились. В результате нам сообщили, что препарат не продадут и за 30 млн.
И тогда перед советскими микробиологами была поставлена задача в сверхкороткие сроки - несколько месяцев - разработать свой пенициллин. Во главе с Ермольевой работали день и ночь. Поначалу самым трудным было найти плесень, из которой можно было бы изготовить антибиотик. Плесень собирали везде, но нужного результата не получали. Наконец, обратили внимание на плесень на стене в подвале института, в котором проводили исследования - и успех. Теперь встала задача, как пенициллин доставлять на фронт, ведь он был в жидком виде и эффективность терял через очень короткое время. Тогда Зинаина Виссарионовна отправляется на фронт и налаживает выращивание плесени и выработку из нее антибиотика прямо в госпиталях. Результат - смертность от заражения крови сократилась, так как практически 80% раненых выздоравливали. "Лекарство Победы" - так совершенно справедливо называли отечественный пенициллин (крустозин) . В 1943 году в Советском Союзе было налажено его массовое промышленное производство.
Совершенно безосновательными являются обвинения в том, что крустозин - аналог англо-американского, разработанного Флемингом, Чейном и Флори. Последний специально приезжал к нам, чтобы сравнить эффективность. Оказалось, что пенициллин Ермольевой в 1,4 раза эффективнее. Говорят, что именно он впервые назвал ее "Мадам пенициллин". Но вот Нобелевскую премию, как западным разработчикам, ей почему-то не присудили.
В жизни Ермольевой еще очень много интересных фактов. Это и спасение из лагерей бывшего мужа Льва Зильбермана, выдающегося вирусолога, в будущем лаурета Сталинской премии. Это и строительство самолета на средства, полученные от премии, подаренного потом армии (самолет носил ее имя). Это и тот факт, что она стала прототипом героини знаменитого романа В.Каверина "Открытая книга".
Но главное в ее судьбе - победа над смертью.