Найти в Дзене
Other news

Уйгуры - марионетки США

Ликвидация Пекином Восточно-Туркестанской республики (1944–1949 гг.) и политика китаизации Синьцзяна сделали фактическими беженцами десятки тысяч уйгурских семей. В 1955 г. провинция Синьцзян была преобразована в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, однако антикитайские настроения там сохранились. В 1956 г. ненависть уйгуров к ханьцам (этническим китайцам) вылилась в крупное столкновение. А в начале 60-х годов около 100 тыс. жителей СУАР - в основном уйгуры и казахи - предпочли эмигрировать в СССР - в Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. В постсоветское время, в начале 90-х, численность уйгурской диаспоры в этих регионах возросла в сотни раз. Обретение независимости тюркскими народами Центральной Азии дало уйгурам надежду на скорый развал последней империи (Китая) и освобождение Восточного Туркестана. Но современные реалии показали совершенно другую картину. Неудачные попытки уйгуров обрести независимость официальными способами вылились в подпольную волну сепаратизма со стороны определённого числа уйгур со всех регионов. Ныне самая активная организация, объединяющая уйгурских сепаратистов, - Исламское движение Восточного Туркестана (ИДВТ). Оно имеет до 600 боевиков, прошедших подготовку в лагерях исламистов в Афганистане, Таджикистане, Пакистане.

Деятельность уйгурских исламских организаций все больше грозит стать источником вооруженного конфликта с вовлечением в него Китая и центрально азиатских республик СНГ.

На сегодняшний день уйгурские сепаратисты в основном ведут работу на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР, с тем чтобы создать здесь независимое государство Уйгурстан, или Восточный Туркестан, а в будущем включить в него Челикский район Алма-Атинской области Казахстана и восточные районы Киргизии.

Зона нестабильности может интересовать США, так как в своем стремлении к глобальной гегемонии Соединенные Штаты Америки не гнушаются ни ложью, ни откровенной агрессией. Но есть в идеологическом арсенале Вашингтона еще один инструмент, который в последние годы используется все чаще и все изощреннее. Речь идет о поддержке сепаратизма в странах, отказывающихся принимать американские правила игры. Провоцируя межнациональную и межрелигиозную ненависть, США добиваются ослабления и, в идеале, распада государства.

Ставка Запада на уйгурский сепаратизм вполне понятна. В случае потери СУАР Пекину будет гораздо труднее претендовать не только на звание мировой державы, но даже на статус ведущего игрока в Азии. Откол Синьцзяна нанесет ощутимый удар по экономическим позициям Китая. Дело в том, что СУАР занимает первое место среди провинций Поднебесной по добыче нефти и газа.

Через регион проходят нефте- и газопроводы, по которым страна получает сырье из Центральной Азии (Туркменистана, Казахстана и Узбекистана). Таким образом, СУАР можно с полным на то основанием назвать энергетической базой Китая. Кроме того, Синьцзян за последние десятилетия превратился в своего рода внешнеторговые ворота страны, откуда произведенные в Китае товары направляются в Россию, центральноазиатский регион, Европу. Не стоит упускать из виду и геополитическое значение региона. Потеря СУАР сделает практически невозможным выстраивание оси Китай – исламский мир, будет нанесен удар по крепнущим союзническим отношениям с Пакистаном и Ираном, поставлена точка в усилении влияния Пекина в Центральной Азии.

Стоит ли после этого удивляться тому, что Всемирный уйгурский конгресс существует при идейной и финансовой поддержке США и их союзников? Штаб-квартира организации располагается в германском Мюнхене, а ее руководитель Рабия Кадир постоянно живет в США.

Ежегодная сумма выплат Всемирному уйгурскому конгрессу составляет 215 тысяч долларов. Но это лишь официальные цифры. В действительности финансовая подпитка сепаратистского движения во много раз больше. Об этом свидетельствует более чем активная деятельность конгресса: его собрания происходят в разных уголках света и собирают сотни делегатов, филиалы организации действуют во многих странах (в том числе в Великобритании, Турции, Австралии, Швеции, Канаде и др.), выпускается многочисленная пропагандистская литература, видеофильмы и т.п.

Усиленное внимание США к соседним с Китаем регионами Центральной Азии, так же имеет тактическую подоплеку. Радикализация СУАР – это повод для Вашингтона держать регион под наблюдением военспецов, сохраняя военное присутствие в Средней Азии и Афганистане, а также удобный повод для правозащитной риторики, поскольку на радикализацию СУАР Пекин вынужден отвечать силовыми методами.

Анализ развития событий в СУАР позволяет сделать вывод, что наиболее заинтересованной стороной дестабилизации обстановки в СУАР являются Соединенные Штаты, непрерывно наращивающие давление на Китай в вопросах обеспечения культурных и религиозных прав уйгурского и тибетского меньшинства.