Несколько лет назад при губернаторе Дмитрии Зеленине в прессу просочилась информация о том, что в областной администрации планируют ребрендинг Тверской области. По сути, речь шла о создании новых символов Твери и Тверской области. Опытные люди говорят, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Это относится и к символам регионов и городов. В настоящее время символами Твери является герб, на котором изображен трон. Трон, на котором лежит шапка Мономаха. Неофициальным символом из животного мира является коза или козел.
В Твери усилиями местного председателя геральдического общества Владимира Лавренова даже создан музей козла. Но чиновники из администрации предлагали сделать символом губернии бобра, несущего ветку дуба. Насколько это нужно и безопасно делать?
Ни простые граждане, ни историки толком не знают, что означают сегодняшние символы российских городов и губерний. Может быть, надо было согласиться с предложением чиновников и переименовать Тверь в Бобруйск. А то "Тверь" какое-то непонятное для современного уха слово?
Мне недавно довелось прочитать доклад последователей физиолога Павлова, который они подготовили перед Второй мировой войной. Эксперименты тогда физиологами ставились не только на собаках, но и на людях. Из них следует, что поступки человека во многом обусловлены безусловными рефлексами, заложенными в нас кодом, приобретенным еще в древности. Часто причина сегодняшних конфликтов кроется в обидах и войнах, произошедших еще в каменном веке.
В методологии исторической науки происходят кардинальные изменения. До этого наука развивалась в парадигме все большей специализации. Таким образом, наука уперлась в предел своих возможностей. Требовалось вернуться к религии, чтобы как-то понять новые данные, понять предел. Но когда вернулись к религии поняли, что прервана связь времен, потеряна традиция и современные попы просто играют роль «колдунов и магов», по сути, являются реконструкторами. Что на самом деле сказано в писании они уже практически не понимают. Они не могут объяснить зашифрованные знания в той же церковной архитектуре, даже смысл православного креста она не понимают. А это древняя руна, в которой зашифрована вся антропологическая история развития человеческого сознания.
ТверЪ (древнее название ТферЪ) — это важное место и название. Это древнейшая руна, сакральный знак, обозначающий "мужское твердое начало". Это место преображения, место встречи востока и запада, мира тьмы с миром света, ареала европейского Петербурга с ареалом азиатской Москвы. Тверь — это переправа из одного мира в другой мир.
Это очень сложно объяснить, но, поверьте, что лучше не экспериментировать: пусть Тверь останется Тверью, а Бобруйск Бобруйском.
Мы существуем в мире знаков и символов, которые формируют наше сознание. Если люди теряют способность понимать символы, они перестают понимать друг друга. Это уже трагедия. Нам потребовалось создать новую науку – семиотическую антропологию, чтобы хоть как-то вернуть утерянные знания.
Что же касается козы, символа Твери... Это еще более древний знак каменного века, из астрологической эры Козерога.
Тверия, местность в отрогах Валдайской возвышенности, в каменные и бронзовые века являлась частью единого Валдайско-Балтийского ареола расселения народов. В этом ареоле была единая религия и мифология. Основой веры были культы бога Одина и его сына Тора. Отсюда в Тверии названия городов Торжок (сравните Божок-Торжок) или Торопец. Эти города названы в честь Тора, сына единого бога Одина.
Религиозные и научные знания древних представляли собой единую систему. Эти знания частично сохранились в дошедших до нас древнейших эпосах - Ведах и Авесте (из Индии и Ирана) и скандинавских сагах. При внимательном прочтении эпосов становится ясным, что в них про одно и то же – об этапах эволюции сознания, которые приводят к Богу.
В эпосе викингов сохранилось представление древних о пространстве. Они считали, что в центре мира растет "Древо предела - Ясень". Оно соединяло все миры, дерево достигало своей кроной Вальхаллы, чертога Одина, расположенного в божественном граде Асгарде. На крыше Вальхаллы стоит коза Хейдрун и щиплет листья ясеня, а из ее вымени течет хмельной мед и наполняет большой жбан, так что хватает напиться допьяна пирующим в зале Одина погибшим воинам и валькириям. С Валдая берут начало действительно несколько великих рек: Волга, Днепр, Даугава…
Кроме козы на крыше Вальхаллы стоит еще и олень Эйктюрнир; с его рогов каплет влага и наполняет Кипящий котел, из которого берут начало двенадцать колен человечества.
Собственно, коза как символ - это "крыша мира", Валдай (Вальхал) - самая высокая точка (водораздел) Европы. Валдай (Алаунская возвышенность) в северо-западной части Русской равнины, в пределах Тверской, Новгородской, Смоленской и отчасти Псковской и Ленинградской областей, протяжённостью более 600 км. Наивысшая точка — 346,9 м над уровнем моря. Русские, англосаксы, германцы, славяне, финно-угры – все родом отсюда.
Новую эмблему Твери в виде «бобра, по заказу администрации подготовила одна из шведских компаний, занимающихся пиаром территории. Это симпатичный бобер, который несет дубовую ветку. В других вариантах он несет ветку клевера. Бобер вообще симпатичный зверек, но на севере Европы тверская коза — это круче.
Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсон определяет нации как «воображаемые сообщества». Имеется в виду не то, что нации — вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении» в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом. Отчасти нации действительно фикции ибо русский, англосаксонский, германский, финно-угорский и славянский миры, по сути родом из одного места. Это части одного целого.
В любом случае нации ничем не отличаются от клубов футбольных фанатов. Однако, по моему мнению, существуют объективные законы, которые определяют предпочтения «рационально мыслящих индивидов». Во какой-то мере это определяется географическим местом проживания. Влияет и собственная идентификация, как относительно принадлежности к той или иной нации, так и той или иной религии. Этот неосознанный выбор под влиянием социальных факторов и культурных кодов накладывает отпечаток на характер народов.
Символы, в том числе геральдические, — это важнейшие коды культуры, которые влияют на сознание. Понимание этих процессов нам нужно для формирования будущих алгоритмов умной политики, умных технологий государственного управления. Чем у нации выше "клир" – степень чистоты сознания, - тем более она успешна. Это достигается глубиной исторической памяти.
Мое мнение в том, что не гербы надо менять, а жителям объяснить их смысл. Город Асгард и град Китеж, исчезнувший в водах озера Свотлояр при приближении ордынского войска хана Батыя, — это легенды или это реальные города? Асгард и Китеж — это разные названия одного и того же понятия. Возможно, у них были прообразы в реальности, но важней в них их нынешние семиотические смыслы. В легенде о граде Китеже наши предки пытаются донести до нас знания о событиях, которые произошли в 1238 году. Когда исчезла целая русская армия и русский царь Юрий. Они как растворились. После этого на Руси началось монгольское иго и унизительное рабство, которое до сих пор из своих душ не может вытравить большинство россиян. Будем внимательными к посланиям из прошлого, чтобы избежать повторения их ошибок.
Геннадий Климов
Подписывайтесь на наш канал...