Найти тему
Геннадий Климов

Почему нельзя менять геральдические знаки?

Несколько лет назад при губернаторе Дмитрии Зеленине в прессу просочилась информация о том, что в областной администрации планируют ребрендинг Тверской области. По сути, речь шла о создании новых символов Твери и Тверской области. Опытные люди говорят, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Это относится и к символам регионов и городов. В настоящее время символами Твери является герб, на котором изображен трон. Трон, на котором лежит шапка Мономаха. Неофициальным символом из животного мира является коза или козел.

-2

В Твери усилиями местного председателя геральдического общества Владимира Лавренова даже создан музей козла. Но чиновники из администрации предлагали сделать символом губернии бобра, несущего ветку дуба. Насколько это нужно и безопасно делать?

Ни простые граждане, ни историки толком не знают, что означают сегодняшние символы российских городов и губерний. Может быть, надо было согласиться с предложением чиновников и переименовать Тверь в Бобруйск. А то "Тверь" какое-то непонятное для современного уха слово?

Мне недавно довелось прочитать доклад последователей физиолога Павлова, который они подготовили перед Второй мировой войной. Эксперименты тогда физиологами ставились не только на собаках, но и на людях. Из них следует, что поступки человека во многом обусловлены безусловными рефлексами, заложенными в нас кодом, приобретенным еще в древности. Часто причина сегодняшних конфликтов кроется в обидах и войнах, произошедших еще в каменном веке.

В методологии исторической науки происходят кардинальные изменения. До этого наука развивалась в парадигме все большей специализации. Таким образом, наука уперлась в предел своих возможностей. Требовалось вернуться к религии, чтобы как-то понять новые данные, понять предел. Но когда вернулись к религии поняли, что прервана связь времен, потеряна традиция и современные попы просто играют роль «колдунов и магов», по сути, являются реконструкторами. Что на самом деле сказано в писании они уже практически не понимают. Они не могут объяснить зашифрованные знания в той же церковной архитектуре, даже смысл православного креста она не понимают. А это древняя руна, в которой зашифрована вся антропологическая история развития человеческого сознания.

ТверЪ (древнее название ТферЪ) — это важное место и название. Это древнейшая руна, сакральный знак, обозначающий "мужское твердое начало". Это место преображения, место встречи востока и запада, мира тьмы с миром света, ареала европейского Петербурга с ареалом азиатской Москвы. Тверь — это переправа из одного мира в другой мир.

Это очень сложно объяснить, но, поверьте, что лучше не экспериментировать: пусть Тверь останется Тверью, а Бобруйск Бобруйском.

Мы существуем в мире знаков и символов, которые формируют наше сознание. Если люди теряют способность понимать символы, они перестают понимать друг друга. Это уже трагедия. Нам потребовалось создать новую науку – семиотическую антропологию, чтобы хоть как-то вернуть утерянные знания.

Что же касается козы, символа Твери... Это еще более древний знак каменного века, из астрологической эры Козерога.

Кельты под Торжком, на древней родине
Кельты под Торжком, на древней родине

Тверия, местность в отрогах Валдайской возвышенности, в каменные и бронзовые века являлась частью единого Валдайско-Балтийского ареола расселения народов. В этом ареоле была единая религия и мифология. Основой веры были культы бога Одина и его сына Тора. Отсюда в Тверии названия городов Торжок (сравните Божок-Торжок) или Торопец. Эти города названы в честь Тора, сына единого бога Одина.

Религиозные и научные знания древних представляли собой единую систему. Эти знания частично сохранились в дошедших до нас древнейших эпосах - Ведах и Авесте (из Индии и Ирана) и скандинавских сагах. При внимательном прочтении эпосов становится ясным, что в них про одно и то же – об этапах эволюции сознания, которые приводят к Богу.

В эпосе викингов сохранилось представление древних о пространстве. Они считали, что в центре мира растет "Древо предела - Ясень". Оно соединяло все миры, дерево достигало своей кроной Вальхаллы, чертога Одина, расположенного в божественном граде Асгарде. На крыше Вальхаллы стоит коза Хейдрун и щиплет листья ясеня, а из ее вымени течет хмельной мед и наполняет большой жбан, так что хватает напиться допьяна пирующим в зале Одина погибшим воинам и валькириям. С Валдая берут начало действительно несколько великих рек: Волга, Днепр, Даугава…

Кроме козы на крыше Вальхаллы стоит еще и олень Эйктюрнир; с его рогов каплет влага и наполняет Кипящий котел, из которого берут начало двенадцать колен человечества.

Собственно, коза как символ - это "крыша мира", Валдай (Вальхал) - самая высокая точка (водораздел) Европы. Валдай (Алаунская возвышенность) в северо-западной части Русской равнины, в пределах Тверской, Новгородской, Смоленской и отчасти Псковской и Ленинградской областей, протяжённостью более 600 км. Наивысшая точка — 346,9 м над уровнем моря. Русские, англосаксы, германцы, славяне, финно-угры – все родом отсюда.

Новую эмблему Твери в виде «бобра, по заказу администрации подготовила одна из шведских компаний, занимающихся пиаром территории. Это симпатичный бобер, который несет дубовую ветку. В других вариантах он несет ветку клевера. Бобер вообще симпатичный зверек, но на севере Европы тверская коза — это круче.

Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсон определяет нации как «воображаемые сообщества». Имеется в виду не то, что нации — вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении» в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом. Отчасти нации действительно фикции ибо русский, англосаксонский, германский, финно-угорский и славянский миры, по сути родом из одного места. Это части одного целого.

В любом случае нации ничем не отличаются от клубов футбольных фанатов. Однако, по моему мнению, существуют объективные законы, которые определяют предпочтения «рационально мыслящих индивидов». Во какой-то мере это определяется географическим местом проживания. Влияет и собственная идентификация, как относительно принадлежности к той или иной нации, так и той или иной религии. Этот неосознанный выбор под влиянием социальных факторов и культурных кодов накладывает отпечаток на характер народов.

Тверская область, музей под Торжком
Тверская область, музей под Торжком

Символы, в том числе геральдические, — это важнейшие коды культуры, которые влияют на сознание. Понимание этих процессов нам нужно для формирования будущих алгоритмов умной политики, умных технологий государственного управления. Чем у нации выше "клир" – степень чистоты сознания, - тем более она успешна. Это достигается глубиной исторической памяти.

Мое мнение в том, что не гербы надо менять, а жителям объяснить их смысл. Город Асгард и град Китеж, исчезнувший в водах озера Свотлояр при приближении ордынского войска хана Батыя, — это легенды или это реальные города? Асгард и Китеж — это разные названия одного и того же понятия. Возможно, у них были прообразы в реальности, но важней в них их нынешние семиотические смыслы. В легенде о граде Китеже наши предки пытаются донести до нас знания о событиях, которые произошли в 1238 году. Когда исчезла целая русская армия и русский царь Юрий. Они как растворились. После этого на Руси началось монгольское иго и унизительное рабство, которое до сих пор из своих душ не может вытравить большинство россиян. Будем внимательными к посланиям из прошлого, чтобы избежать повторения их ошибок.

Геннадий Климов

Подписывайтесь на наш канал...