В три года дети становятся упрямыми, меняется характер, их словно подменили.... Почему это происходит, как реагировать родителям, а главное - что делать? Об этом мы расскажем в очередной публикации канала "НАШИ ДЕТИ".
К сожалению далеко не все родители знают, что в три года, дети переживают первый возрастной кризис, связанный с переходом психики ребенка на новый уровень развития. Теперь ребенок осознает себя личностью, у него возникло устойчивое понятие "Я", которое он противопоставляет всему что видит, познавая таким образом мир вокруг. Нравится это родителям или нет, но другого механизма формирования понятия "Я" и становления личности природа не предусмотрела, и надо научиться это понимать и принимать. Всем известная фраза : "Все познается в сравнении", отлично иллюстрирует способ мышления, свойственный детям в трехлетнем возрасте.
Сравнивая все вокруг с собой, малыш противопоставляет окружение самому себе, понимая в каких отношениях он находится с предметами, игрушками, пищей, родителями... Теперь он может выбирать: радоваться или нет, быть честным или пытаться манипулировать Вами, во что играть, требовать того, что нравится и избегать того, что мешает его комфорту. Его выбор - это механизм становления личности.
Наиболее яркие изменения характера ребенка в данный период - это появление упрямства! Не согласие со всем, что предлагают родители, отказ от привычной пищи, которая еще вчера нравилась, нарочитое непослушание, разбрасывание игрушек, отказ от элементарной помощи с закатыванием громогласных истерик. Это все из одной и той же оперы, под названием: "Я Сам!". Так психика и подсознание ребенка демонстрирует родителям появление понятия "Я". Поведение ребенка мотивировано желанием выразить себя, заявить о своем мнении, несогласием продемонстрировать, что он теперь может быть самостоятельным!
Часто, не понимая естественности таких процессов, родители совершают множество ошибок, принимая становление ребенка за обычные капризы, пытаются их предотвратить, иногда в жуткой и враждебной ребенку манере. А между тем, такое поведение ребенка, это не результат его интеллектуального выбора! Так, на еще несформированное сознание действует его подсознание.
Одним словом, ребенок не виноват в том, что проявляет непослушание. Он еще не совсем понимает зачем вообще слушаться, такими категориями он пока не мыслит вовсе! А просто его личность, которой он пока никак не руководит, проявляет себя в полной мере, неспрашивая ни у кого разрешения!!! Это естественно, а потому правильно, и не является отклонением от нормального развития. Так что же делать, и чего делать нельзя, родителям в этот период? И, вообще, как вести себя в присутствии трехлетней независимой личности?
Как НАДО вести себя родителям:
1. Станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях. Уступайте, но просите что-то взамен своей уступчивости. Ты - мне, я - тебе! Но сами сильно не настаивайте! Все должно быть постепенным!
2. Расширяйте права и обязанности малыша. Поручите выбрать любимую сказку или спросите, какую игрушку дать на ночь, проявите терпимость к вариативности выбора ребенка.
3. В пределах разумного позвольте ребенку насладиться самостоятельностью, поощряйте его индивидуальные решения.
4. Не сердитесь за его попытки манипулировать Вами, он не знает, хорошо это или плохо, он пока не живет в оценочных категориях! Лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания. Больше поощряйте, меньше наказывайте. Наказание должно выглядеть в виде лишения чего-то за определенный проступок, ребенку желательно объяснить, что он сделал не так. Наказание - как способ пресечения еще не осуществленного действия или проступка ребенка, будет стимулировать то самое непослушание и настойчивость в достижении желаемого.
5. Не поддавайтесь на провокации, дети могут специально провоцировать конфликт, если знают, что Ваша реакция всегда груба и не сдержана. Когда Вы поддадитесь, у ребенка появляются все основания закатить истерику, жалея себя изо всех сил!
Например, ребенок отказывается есть суп, хотя голодный! Вы не упрашивайте его. Посадите рядом на стульчик мишку, изобразите, что мишка пришел есть и просит малыша как более взрослого попробовать не горячий ли суп? А потом мишка просит малыша покормить его. Чаще всего, дети соглашаются помочь своему другу, начинают его кормить и незаметно для себя, суп съедают сами..... Попробуйте! Только старайтесь, говоря от имени медведя, произносить все серьезным тоном, без ноток игры....
6. Спрашивайте совета, например как одеться маме, когда позвонить папе, что ответить бабушке. Это очень льстит ребенку, он ощущает признание своей личности, поэтому у ребенка пропадает мотив делать все на зло и упрямиться, подчеркивая тем самым наличие собственного мнения!
Как НЕ НАДО вести себя родителям:
1. Постоянно ругать и наказывать за любые проявления самостоятельности.
2. При всей мягкости, все-таки никогда не говорите "Да", если необходимо твердое "Нет"!
3. Не приучайте малыша к легким победам, иначе в будущем любая неудача будет восприниматься слишком эмоционально.
4. Не подчеркивайте свою силу и власть над ребенком. Старайтесь выглядеть старшим другом и советуйте как реализовать желаемое ребенком, но только лучше, проще, выгоднее, и так далее, вплоть до возможного отказа от желаемого, в силу сложности, которую Вы только что так умело продемонстрировали. Это на тот случай, если ребенку захотелось того, чего ни в коем случае нельзя!
5. Оценивайте происходящие не только как взрослые, но и позвольте себе,иногда, взглянуть на мир глазами своего ребенка!
Применяя эту нехитрую систему правил, Вы сможете пережить становление трехлетней личности без особых эмоциональных потерь. Помните, что Вами движет - любовь!
P.S. Подписывайтесь на канал "НАШИ ДЕТИ", у нас много интересного и полезного! Вверху страницы есть кнопка "Подписаться". Удачи!