Найти тему

Интервью. Захар Прилепин

Захар Прилепин посетил Красноярск и выступил в концертном зале.
Дал совет начинающим писателям специально для ЩЕГЛОВ!
Интервью брали
Татьяна Калинина и Ирина Анпилогова.
https://vk.com/zprilepin
Обсудить интервью

- Ирин, я могу дать два совета начинающим писателям.

Во-первых, нужна маниакальная влюбленность в литературу, надо очень много читать и любить литературу. Не свое место в литературе, не свои тексты, а именно вот то, что происходит вокруг вас. Это на самом деле достаточно сложно. Я помню, я когда приезжал на первый литературный семинар, и там такой пришёл молодой писатель, он говорит: «Я книг не читаю, потому, что вот молоко корова дает, сама же она его не пьет. Я тоже, как бы, не буду читать чужие книги. Я говорю: «Я не знаю, откуда ты их надоил свои книги?»
(смех в зале)
Я тоже не буду читать, может быть, твои книги. Это вот странная такая позиция, она в целом, для многих характерна. Читать не хочу, и ничего не нравится.
- А ты не мог бы прочитать мой текст?
Я говорю:
- А ты мой читал текст? Почему я должен твой прочитать текст?
- Ты уже зазнался, я вижу.
- Почему я зазнался? Ты-то, что начал с того, что я сразу зазнался? Иди прочитай мой текст, потом приходи мне свой приноси. Только мои перескажи сначала.

Конечно, я так себя не веду, но вообще, приходят молодые ребята, спрашивают совета.
- Я, вот написал фантастическую повесть, отправил в журнал «Наш современник».
Я его спрашиваю:
- Ну, зачем ты туда отправил-то? Немножко понимай ситуацию. Не надо, там другие люди живут.
А если ты написал повесть о страданиях молодого русского комбайнера и отправил в журнал «Полдень. XXI век», фантастический, там тоже его не опубликуют, потому что… Надо знать ландшафт литературный. Надо знать, кто, что пишет, какие толстые журналы, что они издают, кто в «Литературной газете», кто в «Литературной России», кто в «Российском писателе». Это я называю газеты. Кто в каком журнале. Чем отличается «Дружба народов» от «Знамени». Какие писатели самые основные, ведущие. Какие поэты, что они пишут, что сочиняют… Вот это.
Изучите литературный ландшафт, разберитесь во всем. Вам будет потом гораздо проще. Нужна влюбленность в литературу, нужна вписанность в литературный контекст. Два-три года нужно на это потратить и во всем разберетесь, уже будете не как слепой котенок ходить и переживать, что меня никто не издает, меня никто не любит. Вы просто не в те двери идете. Надо найти тех людей, которые занимаются примерно тем же самым, что и вы. Если вы пишете фантастику, идите в тот круг, если фэнтези - в другой, если… Понятно все, да?

А потом, конечно, для писателя… Это поэт может начать с того, что лирическое высказывание, оно позволяет человеку не быть очень взрослым. А проза, проза требует какого-то жизненного опыта. Есть исключительные случаи, там… молодой Лермонтов, у которого, конечно, тоже опыта достаточно уже было, он даже в юности, достаточно молодым человеком, двадцати двух, двадцати трех лет писал гениальную прозу. Но вообще, я кроме Лермонтова и Шолохова…, Леонова, еще двух-трех писателей, этого не происходит. Прозу пишут только люди, которые прожили какой-то определенный отрезок жизни, у которых есть какой-то очевидный опыт. Поэтому сначала нужно жить, а потом нужно писать.
Устройтесь… вахтером куда-нибудь, сидите, наблюдайте людей или билетером где-нибудь, да кем угодно, токарем, пекарем. Нужен опыт какой-то. Потому что, как правило, молодые девочки, молодые мальчики начинают писать - мальчики все описывают свой необычайный донжуанский опыт, который они как-то вообразили, лазили по разным сайтам. Девушки, как все в них влюблялись и падали в обморок при их появлении. Я просто несколько раз был преподавателем на литсеминарах – девяносто девять процентов текстов про это. Все молодые люди играют в такого молодого Лимонова, молодого Растеньяка… в крайнем случае, если они не знают Лимонова, Растеньяка – Сергея Минаева, такого, Духless. Мне девятнадцать лет, но мне все уже так противно, я иду по жизни, вот я выпиваю, покуриваю, плевать на все, жизнь прошла. Как у Лермонтова:
«И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка…»
Вот такой вид у них у всех. У девушек тоже такой трагический вид. Не надо никакой трагики. Трагика должна быть выстраданная, жизненная. Поэтому любите литературу, живите, а потом все это описывайте.