В сегодняшней статье телеграм-канала MAG Architecture, расскажем о словацкой архитектуре с 1960-х по 1980-е годы.
История Словакии пронизана политическими волнениями и многочисленными оккупациями на протяжении всего XX века. В годы после Первой мировой войны Словакия была вынуждена войти в состав будущей Чехословакии; территория была расчленена нацистским режимом в 1938 году и оккупирована нацистами на протяжении большей части Второй мировой войны, а затем была освобождена советскими и румынскими силами в 1945 году. В течение следующих четырех десятилетий коммунистического правления - сначала коммунисты в самой Чехословакии, а затем и Советского Союза - архитектура Словакии превратилась в уникальную форму научного постмодернизма.
Отделившись в 1939 году от Чехословакии, Словацкая Республика образовала “тесный союз” с Германией, так как казалось, что это может помочь в дальнейшем развитии первого независимого государства Словакии.
«В годы войны Словацкая республика (1939-1945 гг.) выполняла в нацистской политике функцию некой витрины, которая должна была демонстрировать, прежде всего, народам Юго-Восточной Европы, что Гитлер не только оккупирует страны, но и «освобождает» народы.
В то время у власти находились две оппозиционные группы, одна из которых имела связи с правительством Чехословакии, а другая с коммунистической партией в Москве. В 1944 году обе партии начали Словацкое национальное восстание, которое в значительной степени было пресечено немецкими войсками. Словакия была освобождена лишь в 1945 году, когда советские и румынские силы освободили народ от оккупации.
Впечатляющее строение, появившееся в Банске-Бистрице в 1969 году, имеет раскол в центральной части. С помощью этого деления архитектор Душан Кузьма хотел указать посетителям музея на трагическое противостояние двух сторон во время Второй мировой войны. Это интересное в архитектурном отношении здание символизирует историю словацкого народа, представленную в виде двух частей, соединенных мостом, выражающем идею Словацкого народного восстания как четко обозначенного рубежа в жизни Словакии во время второй мировой войны. Внутри можно найти экспозицию «Словакия в антифашистском движении в 1939-1945 годы». Предметы, представленные там, рассказывают о политических, военных и социальных событиях, которые происходили в Словакии в военный период.
В годы после Второй мировой войны Чехословацкая коммунистическая партия пришла к власти в 1948 году (при их поддержке в основном из чешского региона страны), что фактически делает Чехословакию “спутниковым” государством советского союза. Впоследствии страна была захвачена войсками Варшавского пакта в 1968 году, что привело ее к полному советскому правлению. Именно за это время влияние советского дизайна стало наиболее ярко проявляться в архитектуре Словакии. Послевоенное промышленное влияние привело к включению сборных конструкций, в частности в жилищные и общественные здания. В Братиславе к концу 1980-х годов в послевоенных жилых домах проживало более 90% города, т.е. 430 000 жителей.
Тем не менее, были и некоторые архитекторы, которые отвернулись от стандартизации индустриального дизайна, и вместо этого “ушли” в постмодернизм и «хай-тек». Эти проекты - это то, что сегодня было бы связано скорее с научным и космическим пространством, здесь можно видеть технологические достижения того времени и, возможно, космическую гонку, которая была между Советским Союзом и Соединенными Штатами в 1960-х и 70-х годах.
Отличным примером влияния этих советских тенденций в Словакии является «НЛО» (арх. - Юрай Ховорка). Памятник расположен в районе Меджиярки, небольшом парке, расположенном к востоку от центра Братиславы.
В сложной и порой забытой стране Словакия имеется множество архитектурных драгоценных камней, которые не только намекают на их тревожное прошлое, но и дают уникальный вклад в историю советской архитектуры и постмодернизма в Восточной Европе.
Подписывайтесь на наши каналы и рассказывайте своим друзьям:
https://t.me/magarch MAG Architecture
https://t.me/magland MAG Landscape