В одном из выпусков «вДудя» актер Алексей Серебряков рассказал, почему его дети учатся в Канаде. У Серебрякова получилось точно определить главное преимущество учебы за рубежом. Он сказал: «Моя задача ― раскачать маятник восприятия детей максимально широко». Это натолкнуло меня на мысль написать на основе собственного опыта про неочевидные бонусы, которые дает учеба за границей. Получилось четыре пункта. Они не про диплом и профессиональное развитие, а про способ мышления и восприятия.
Получить отличное образование можно и в России. Мы готовим лучших в мире программистов, крутых инженеров, математиков и биологов. По другим специальностям дела обстоят по-разному, но в хороших вузах уровень образования в целом высокий. Но кроме профессионального образования в жизни есть важные вещи, которым, имхо, должны учить в вузе или в школе. На мой взгляд, каждому русскому человеку было бы полезно поучиться хотя бы один год в западном или в азиатском вузе на международной программе на английском языке. И вот по каким причинам.
Ты понимаешь, что русские по дефолту не хуже и не лучше других. Нет особого «русского пути» или «американского пути». Есть разный подход к делам.
Профессора в университетах обычно справедливы. Они не выделяют студентов по национальности и судят по результатам работы. Я училась в США и в Чехии: на коротких курсах и в двухлетней магистратуре. В обоих случаях в моих учебных группах были люди из максимально разных уголков планеты. Американцы и сербы, испанцы и японцы, индусы и колумбийцы, сирийцы и англичане. Когда ты каждый день ходишь на пары с людьми из разных стран, готовишь с ними учебные проекты, твое восприятие людей меняется. Ты понимаешь: люди одинаковые, у них одни проблемы и задачи. А подход к делам ― разный.
Например, у канадцев и американцев высокий средний уровень ответственности и высокая планка качества во всем. Я не видела ни одной презентации, сделанной канадцами «на отвали». Даже самые скучные и бессмысленные задания ребята делали на высоком уровне. Ниже ― никогда не опускались. Русские студенты в среднем чаще склонны делать неинтересные задачи «на отвали». Но это только в среднем. Я встречала талантливых, продуктивных и гиперответственных во всем русских студентов и студентов-раздолбаев из США или Великобритании. Важно, что выборка людей из разных стран позволяет увидеть связь: делаешь хорошо и заранее ― все будет хорошо, скорее всего. Не делаешь ― не будет. И неважно, из какой ты страны.
Выделила этот пункт первым, потому что, имхо, в нашей стране до сих пор витает миф об особой русской душе и особом пути. Нет особого пути, есть разный подход к делам.
Ты понимаешь: всем плевать на политику. Всем интересно, что ты умеешь.
Этот пункт вытекает из первого. Большинству нормальных людей в мире не интересна политика. В западных университетах обычно создана прекрасная атмосфера, когда люди из разных уголков планеты собираются в одном месте, чтобы научиться чему-то хорошему. Это может быть рекультивация земель, кино, производство пива или медицина. И опять: национальность человека не имеет значения, важно ― как он относится к своей профессии. Например, я делала совместный проект в группе с американцем, японкой, парнем из Колумбии и девушкой из Сирии. Мы все сдружились и ни разу за время учебы не обсуждали политику. У нас были другие совместные интересы.
У тебя появляются друзья со всех уголков планеты. И это реально круто.
Оценить радость от межнациональной дружбы можно, только прожив это счастье. Сложно передать чувство восторга, когда ты едешь в Испанию не в тур, а к подруге. Когда в Боливии тебя ждет не гид, а близкий человек. Я, например, самонадеянно запланировала поездки к друзьям со всех континентов. Это дает дополнительный стимул зарабатывать и очень радует.
На мой взгляд, в западных вузах более уважительно относятся к неуспешным студентам.
В зарубежных вузах проще и без драматизма относятся к успехам студентов в учебе. Тебя могут отчислить или не дать стипендию, но все это без лишних причитаний и критики. Я сделала такой вывод только на основе своего опыта и опыта друзей. Безусловно, ситуации у всех разные и ваш опыт может отличаться.
Шесть лет назад я закончила МГУ. Это прекрасный вуз, но учеба у нас иногда строилась «из страха». Преподаватели хорошо относились к прилежным отличникам, а на троечников смотрели как на отстой. Если у студента были проблемы с учебой, он отчислялся или забил на курсовую, вокруг него возникала атмосфера драматизма. Во время моей учебы в Праге и в США к неуспешным студентам относились по-деловому, но всегда доброжелательно. Не получилось у тебя защитить диплом в этом году ― сделаешь в следующем, ничего страшного. Не появлялся у научного руководителя год ― твой выбор. Результаты плохой учебы во всех странах одинаковые. Но лишняя критика и причитания здесь бесполезны и только вредят.