Найти тему

Почему новозеландское масло дешевле, местного сливочного масла. Или как контейнерные перевозки изменили мир

По специальности я логист, а точнее международный логист. Я даже работал как международный логист пару лет – менеджером ВЭД в двух компаниях в Москве. Сейчас я живу в Иркутске и не имею отношения к международным перевозкам, и, тем не менее, достаточно хорошо в этой сфере разбираюсь.

Знаете ли вы, что свыше 80% международных перевозок приходится на морской транспорт? Знаете ли вы, что доставка по морю из порта Веллингтона Новой Зеландии до порта Санкт-Петербурга обойдётся примерно в 2000$?

В один 20 футовый контейнер можно загрузить почти 22 тонны или 33,9м3. В 40 футовый контейнер можно загрузить 26580кг или 67,7 м3.

В итоге себестоимость масла за доставку до порта Санкт-Петербурга повысится примерно на 0,10$ за 1кг

Но сегодня я расскажу, почему вообще стало возможным так дёшево перевозить товар с одного конца света на другой и он не о дешёвом морском транспорте, а о морских контейнерах.

Всего 4 столетия назад доставка заморских товаров удорожала товар в десятки, а то и сотни раз. Все помнят великий Шёлковый путь, чайные пути и т.д. Товар ехал месяцами, а то и годами, каждый поход был очень рискованным.

Потом появились крупные морские суда, крупные морские порты, железные дороги, грузовые авто, доставка стала более надежной и быстрой, но один момент всё ещё заметно удорожал и замедлял доставку.

До 1960х года морские порты принимали товар с кораблей навалом, портовые грузчики вручную выгружали товар с судна, а затем также вручную загружали товар на судно. Такой способ никак не защищал груз от повреждений, краж и потерь. Все, кроме портовых грузчиков и матросов, желающих немного подзаработать, теряли уйму времени и денег. Именно тогда, Малькольму Маклину пришла идея «контейнера» — загружать судно не тюками, а целыми грузовиками с тюками.

В 1932 году на скопленные 120 долларов он приобрел свой первый грузовик, в последующие 2 десятилетия он смог создать транспортную компанию с автопарком в 1770 грузовиков и 32 терминалами.

Но идея контейнера не выходила у него из головы, и все эти годы он вместе с инженером Татлингером экспериментировал с созданием такого контейнера, который подходил бы и кораблям и современным грузовикам.

В 1958 году он продаёт долю в своей компании и приобретает небольшую судоходную фирму, которую назвал Sea Land Industries. Был сконструирован контейнеровоз Gateway City, который помимо 226 контейнеров, нес на борту два крана. На загрузку и разгрузку этого судна требовалось всего 14 часов и 42 рабочих, в сравнении с тем, что при старом способе погрузки требовалось 126 рабочих, которые управлялись только за 84 часа.

Так родилась интермодальная схема транспортировки: морской транспорт-жд-автомобиль. Теперь товар в контейнерах мог выйти из одного порта в одном краю света добраться до склада в другом конце света без вскрытия. В последующие годы были стандартизированы размеры контейнеров. Контейнеризация значительно сократила расходы на международную торговлю и увеличила ее скорость, товар перевозился безопасно, риски снижались, что радикальным образом снизило конечную цену продуктов.

Малкольм Макнил, человек, который изменил наш мир. Благодаря ему вы можете выпить вечером французские вина, съесть калифорнийские фисташки, читать этот пост на смартфоне, сделанном в Китае. То, что было недоступно нашим прадедам, теперь доступно каждому из нас.

В день его смерти все морские контейнеровозы прогудели в память об одном из величайших людей, столь много сделавшим для мира.

А в следующем посте я напишу, почему я так люблю ИКЕА, и как это связано с морскими контейнерами.