Для любого стартапа необходим бизнес-план. Речь идет не только о тех случаях, когда Вам нужно предоставить бизнес-план потенциальным инвесторам, любой бизнес (чтобы грамотно) начинается с планирования, бизнес-план поможет разложить всё по местам. Вы начнете понимать некоторые процессы, которые Вам были непонятны и расставите для себя все приоритеты. Речь не идет о том, что составив бизнес-план вы будете обязаны строго ему следовать, все ситуации (проблем нет, есть разнообразные ситуации) не предусмотреть, тем не менее бизнес-план поможет Вам организовать и тщательно распланировать Ваш проект. Итак, поехали…
1 Резюме
Все основные положения бизнес-плана пишутся в резюме. Это своего рода самостоятельный рекламный документ и та часть бизнес-плана которую читают все возможные инвесторы. Резюме содержит в себе весь бизнес-план в лаконичном стиле. В резюме должны быть ответы на вопросы:
- размер первоначальных вложений (инвестиций) и их цель;
- срок окупаемости;
- размер собственных и заемных средств;
- гарантии (при наличии);
Все остальные пункты бизнес-плана разжевывают информацию преподнесенную в резюме, доказывают правильность расчетов, поэтому резюме пишут в самом конце, но в бизнес-плане оно должно стоять в начале.
2 Описание проекта и отрасли
Здесь указываем общие сведения о вашем проекте:
- перспективы данной отрасли в целом;
-структура управления и кадровый состав;
- планируемые или достигнутые финансово-экономические показатели;
- продукция или предоставляемые услуги;
- планируемые или достигнутые партнерские связи
3 Описание продукции или услуги
Для убедительности и наглядности здесь необходима фотография или рисунок образца. В бизнес-плане необходимо дать описание каждому продукту или услуге.
Примерный структурный перечень:
- наименование продукции или услуги;
- назначение и область применения ( для продукции узкой направленности);
- описание и характеристика (кратко);
- конкурентоспособность;
- патенты или авторские права (при наличии);
- наличие сертификатов и лицензий по выпуску продукции (при предоставлении услуг возможно наличие сертификатов или достижений);
- экологическая безопасность и безопасность в целом;
- гарантия, сервис, хранение, утилизация (при необходимости).
4 Маркетинговая стратегия и сбыт продукции:
Всех покупателей можно подразделить:
- оптовые покупатели;
- розничные продавцы;
- конечные потребители.
Также потребителей можно охарактеризовать отраслью, месторасположением (например если потребитель это предприятие ), возрастом, полом и другими признаками.
Из потребительских характеристик товара выделяются: внешний вид, цена, срок службы, назначение и др. В этом разделе нужно описать требование потребителей к продукции (услуге) и Ваша возможность удовлетворить эти требования. Также здесь нужно указать конкурентов и провести небольшой анализ:
- описание конкурентов;
-сильные и слабые стороны;
- описание вида сбыта продукции или услуги (розничный магазин, база, интернет-магазин);
- краткая характеристика их продукции.
5 Производственный план:
Здесь нужно указать сведения о предприятии , расчет производственных издержек на планируемые продажи., прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, расчет и смета текущих затрат на производство.
Также производственный план должен содержать общие сведения о предприятии:
- месторасположение
- технологии и уровень квалификации исполнителей;
- объем производства;
- расходы на персонал;
- расходы на сырье и др.
В общем все издержки производства, постоянные и переменные.
6 организационный план
Здесь указывается как организована группа управления. Описываются обязанности каждого руководителя. Кто управляет проектом, ведущие специалисты, имеющиеся поддержки и льготы.
7 Финансовый план:
Здесь указываются все финансово-экономические расчеты. Все издержки, калькуляция себестоимости, смета расходов на реализацию проекта или его расширение и источники финансирования, прогнозируемый баланс.
8 Риски и гарантии
Описываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные ситуации, указываются гарантии возврата средств инвесторам.
9 Приложения
Предоставляют потенциальным партнерам или инвесторам дополнительные наглядные материалы
Понравилось? Подписывайтесь на канал чтобы не потерять. Мы будем стараться выкладывать для Вас самую интересную информацию. Всем успехов в начинаниях пока!
P.S. Если вы осилили и сделали бизнес-план по этой инструкции считайте, что вы написали курсовую работу по финансовому планированию. Подобная инструкция была заданием по этому предмету в моем университете.