Предлагаю проанализировать неравенство в доходах в России, её негативные последствия и меры по уменьшению рисков.
По данным Global Wealth Report в 2013 году Россия являлась лидером по неравенству распределения богатства среди населения, на долю 1 процента населения приходилось 71 процент всех богатств страны.
Если очень грубо, то на 100 человек в нашей стране приходится около трети всех богатств страны. Остальные две трети богатств распределяются между оставшимися 140 миллионами, причём также неравномерно.
Начнём со злободневных примеров. По данным журнала Forbes заработная плата В.И. Якунина в 2014 году составила 343 200 000 рублей, или 162 500 рублей в час. Заработная плата учителя в России в первой половине 2014 года была 33924 рубля. То есть, чтобы заработать ту сумму, которую зарабатывал бывший глава РЖД в час, учителю необходимо было работать 4,7 месяца. Я понимаю, что я привожу пример слишком крайний. Но с другой стороны, в нашей стране есть люди намного богаче Якунина, и есть целый класс людей, которые получают значительно меньше учителя, например, пенсионеры.
Я ни в коем случае не хочу усомниться в деловых качествах Владимира Ивановича и вполне допускаю, что его вклад в развитие РЖД превышал его зарплату. Тем не менее, я считаю, что назначать себе годовую зарплату в сотни миллионов рублей, когда компания, которую ты возглавляешь, терпит убытки, это как-то не по-самурайски.
Объяснить дикий разрыв между доходами олигархов и простого дворника можно лишь тем промежутком времени, когда заводы, земли и природные богатства вдруг оказались распределены между десятками людей, которые впоследствии стали олигархами. Из нынешних олигархов self-made миллиардерами являются лишь Галицкий(Магнит), Волож(Яндекс), возможно Тиньков(Тинькофф Банк).
Объяснить громадный разрыв в доходах топ-менеджеров и обычного учителя можно нехваткой высококвалифицированных управленцев в частных и государственных компаниях, вследствие чего спрос определил рост оплаты труда. Либо банальная коррупционная жадность в государственных компаниях.
Какие риски существуют?
Первый - опасность состоит в том, что значительная часть средств сконцентрирована в руках небольшого количества людей, и именно эти люди очень легко могут начать выводить все свои активы из страны. В таком случае из-за интересов очень ограниченного круга людей может пострадать и даже рухнуть экономика всей страны.
Второй – ловушка бедности. К сожалению, доля населения России с низкими доходами велика. Многие из них инертны и склонны перекладывать ответственность за собственное благополучие на плечи государства. Низкий уровень доходов и уверенность в том, что у них не получится преодолеть барьер в разрыве доходов, может сильно демотивировать эту группу населения.
По данным правительства около 20-22 миллионов человек в России живут за чертой бедности. В этом случае мы можем получить 20 миллионов демотивированного населения, которое будет тормозить экономическое развитие страны отсутствием вклада в развитие экономики. Более того государству придётся нести значительные социальные расходы на поддержание населения, живущего за чертой бедности.
Третий – социальные потрясения. В случае достижения точки кипения население страны может выйти на улицы с лозунгами и требованиями об улучшении ситуации, возможен переворот в духе Оранжевых революций.
Что делать?
Все вышеперечисленные риски имеют одно трудновыполнимое решение – это собственно выравнивание доходов. Для решения первого риска худшим шагом был бы попытаться всё отыграть назад и вернуть всё приватизированное государству, это резко негативно скажется на всей экономике, рейтинги страны могут упасть до мусорного уровня, продолжится отток инвестиционных средств.
Начнётся бегство капитала сверхбогатого населения страны. Если бы в нашей стране были более равномерно распределены богатства, то уровень опасности был бы гораздо ниже.
В таком случае, у нас бОльшая половина населения являлась бы средним классом, но их средства были бы инвестированы в квартиры и дома, в которых они живут, которые являются низко ликвидными по сравнению с активами богатейших людей, их сложно будет конвертировать в финансовые активы за рубежом. Их пути спасения средств были бы ограничены покупкой или инвестированием внутри страны, и соответственно эти средства не утекли бы за границу.
Один из самых популярных и возможно единственный инструмент для выравнивания доходов населения это введение прогрессивной шкалы налогообложения. Но в наших условиях это было бы наивным шагом. Так как неизбежно то, что те, кто пострадают от данного изменения, уйдут в тень.
Существуют также косвенные меры по выравниванию доходов – это стимулирование малого и среднего бизнеса, снижение потолков заработных плат в госкомпаниях, урезание льгот и премий феодальной части населения (силовики, судебные органы, чиновники, депутаты). Создание максимально прозрачной государственной системы, эффективная и независимая судебная власть, уменьшение доли государственных монополий, переход государства из надзирательного органа в действительно сервисный орган.
Почему разрыв в доходах физических лиц так плох для государства
1 мая 20181 мая 2018
75
4 мин