Япония, пережившая атомную бомбардировку; Япония, помешанная на играх и куклах, и, конечно, Япония, раз за разом сносящая безжалостные капризы природы — таково творчество знаменитого на весь мир Такаси Мураками.
На вечере в честь открытия выставки Мураками в смешной шапке лично встречал гостей у входа в здание Музея современного искусства «Гараж» — чем до глубины души поразил московский бомонд, не привыкший, что художник такого уровня не прячется от публики, а приветствует ее, с радостью фотографируется и отвечает на вопросы о творчестве. Но это первое впечатление быстро затмили другие — взрыв красок и радости, который открылся на выставке, и шокирующие контрастом комментарии к ним — что это все об апокалипсисе, атомной бомбардировке, страхе за мир… Гости, среди которых были Роман Абрамович, Константин Эрнст, Даша Жукова, Дакота Джонсон, Дерек Бласберг, еще долго обсуждали, что только японец мог создать такое неожиданное сочетание…
Мураками родился в Токио в 1962 году в простой семье: папа — таксист, мама — домохозяйка. Он мечтал стать аниматором и поступил в Токийский университет изобразительных искусств и музыки. Позднее художник не раз рассказывал, что его навыки рисования были слишком слабые, поэтому когда дошло дело до выбора факультета — дизайн, масляная живопись и так далее, — получалось, что он никуда не подходил — все слишком сложно. «В итоге выбрал факультет традиционной японской живописи «нихонга»: туда требовалось предъявить всего лишь эскизы, пейзажи — я пошел туда, в надежде, что там меня научат рисовать».
Получив диплом, Мураками продолжил писать картины в традиционной технике, но параллельно искал собственный стиль. Начиная с середины 1990-х его творения появляются в галереях Японии, США, Франции. Но настоящая слава пришла в 2001-м, когда его пригласили к сотрудничеству Louis Vuitton. Идея принадлежала тогдашнему креативному директору марки Марку Джейкобсу — он захотел увидеть, как респектабельный логотип заиграет в руках японца, в своих работах смело миксующего адский коктейль из высокого и низкого искусства, анимэ и «нихонга», праздника и тревоги. Результат превзошел все ожидания: украшенные кислотными буквами и «кавайными», то есть миленькими, героями сумки вмиг стали предметом коллекционирования. На ретроспективе Мураками в Бруклинском музее в 2008-м даже работал поп-ап бутик марки! И понеслось: его работы выставляют на лучших площадках мира от парижского Гран-Пале до лондонской галереи Гагосяна и московского «Гаража».
Мураками интересует Япония, пережившая атомную бомбардировку. Интересует Япония инфантильная, то есть помешанная на играх и куклах. И, конечно, Япония, раз за разом сносящая безжалостные капризы природы — землетрясения и цунами. За всем этим стоит не только желание понять, почему это, зачем, — но просто огромная любовь к своей родине. Ну и чувство юмора, конечно же.
Выставку Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» в Музее современного искусства «Гараж» готовили два года. Экспозиция включает более 80 работ и охватывает несколько периодов творчества художника — с начала 1990-х годов до наших дней. Выставка поделена на пять глав-разделов, каждый демонстрирует результаты исследования Мураками некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания, феноменов японской культуры. Как сказал один из посетителей, побывать на ней — это словно слетать в Японию под ЛСД.
Подписывайтесь на журнал KiMONO и читайте еще больше историй про Японию.