Оговоримся сразу, понятие о «вонючести» того или иного продукта – у каждого народа своё. Вкусы даже близких соседей сильно различаются. И то, что у одних считается деликатесом – у других вызывает рвотный рефлекс. Вот пример.
В конце 80-х поехали мы с друзьями по турпутевке в Чехословакию. Что мы знали об этой стране? А лишь то, что чехи варят замечательное пиво. Поэтому мы взяли с собой пару больших вяленных лещей. Приехали в г. Брно, кинули чемоданы в отеле и бегом в местный пивбар. Всё прилично, никаких очередей «к крану», заведение в стиле средневековой таверны, симпатичная официантка мило улыбнулась и приняла заказ. Когда она ушла, мы с товарищем развернули газету и положили на нее вяленую рыбу. Порезали леща и приготовились к кайфу. Грызем перышки. Ждем пиво. Примерно через минуту к столику подскакивает директор заведения и на хорошем русском языке просит убрать леща. А что такое? – мы в недоумении полном. Его ответ: «Вонючее закуски, чем ваша дохлая сухая рыба я просто не знаю. Во-первых – этот тошнотворный запах, «душок», по-вашему, распугивает других клиентов. Это сравнимо с тем, если бы вы принесли в наше заведение дохлую кошку! Во-вторых – после вяленой рыбы так воняют бокалы, что их невозможно ничем отмыть. В-третьих – у нас не принято приходить в бар со своими закусками. Я отдам распоряжение налить вам бесплатно ещё по одному бокалу пива – только, пожалуйста, уберите эту мерзкую рыбину со стола!».
А вообще, что касается «пахучих» блюд, то на первом месте традиционно находятся изыски экзотической азиатской кухни. Однако, и в рационе северных народов есть немало интересно-вонючих блюд.
На первом месте, по известности и тиражированности в СМИ, находится сюрстремминг.
Сюрстремминг / Surströmming
Ни название рыбы, в переводе означающее «кислая сельдь», ни стойкий едкий запах, напоминающий смесь тухлых яиц и сточных вод, не способны отпугнуть любителей этого традиционного шведского «лакомства». На севере Швеции его поклонники ежегодно отмечают день его появления - в третий четверг августа устраивают праздник с огромным количеством этой рыбы.
До недавних пор в некоторых регионах Швеции сюрстремминг, который является сильно ферментированной, по сути, тухлой сельдью, считался одним из основных блюд рациона. В былые времена, вероятно, еще в XV столетии, ферментирование было одной из альтернатив солению и копчению.
Сегодня обработка рыбы более популярна в северных регионах страны, а большая часть сюрстремминга производится на острове Увлоне. Каждый год производится более миллиона консервных банок с этим деликатесом, и, хотя все больше ферментированной сельди импортируется в другие страны, например в Японию, многие не понимают изюминки этого блюда.
Сюрстремминг едят с миндальным картофелем, тонко порезанным луком и лепешками tunnbrod. Он очень хорошо сочетается с пивом и snaps (шнапсом), а некоторые предпочитают запивать его молоком.
Вкус: Сюрстремминг обладает необычным сладковатым и в то же время солоноватым привкусом и очень едким вкусом, напоминающим зрелый сыр.
Далее следует блюдо кивиак.
Готовят его эскимосы.
Кивиак (kiviak) — праздничное блюдо. Северные охотники бьют птичку гагару. Затем ощипывают их, заворачивают по несколько десятков штук в необработанную (с остатками подкожного жира) тюленью шкуру. В шкуру тюленя помещают около 400 чистиков, выпускают из шкуры воздух, запечатывают её салом и помещают в землю под пресс (камень), или закидывают сверху кучей камней и выдерживают от 6 до 18 месяцев. Полгода птичьи тушки перекисают и бродят – приобретая (по мнению северных народов) необходимые вкусовые кондиции. Ферментированную птицу достают, снимают перья (иногда с кожей) и употребляют мясо в пищу.
У ненцев и хантов есть похожее блюдо – кольпахын называется. Готовят из его из мяса моржа или кита. Тушу рубят крупными кусками, заворачивают в шкуру и закапывают в землю. Через три месяца протухшее мясо раскапывают, режут тонкими пластами и едят, макая в соль. Следует знать, что концентрация трупного яда в этом продукте настолько высока, что есть кольпахын, без последствий для здоровья, могут только привычные к данному блюду аборигены.
Каныга – эта еда считается деликатесом у коренных малочисленных народов Севера. Оленя забивают, брюхо вскрывают, достают желудок и едят полупереваренную массу из лишайника, листвы, грибов и ягод. Некоторые эстеты из местных предпочитают «массу» поинтереснее и едят содержимое оленьих кишок. Кстати, каныга является отличным противоцинготным средством.
Есть у народа карелы интересное блюдо называется «печорка». Только что пойманную рыбу слегка подсаливают, складывают в бочки и выставляют на солнце, где она закисает и перебраживает. В итоге из рыбы получается студенистая кисловатая масса. В неё макают хлеб или едят ложкой, как холодец. При этом у «печорки» настолько специфический запах (сродни общественному туалету), что употребляют её только местные.
Понятие «о вкусной и здоровой пищи» весьма относительно, впрочем, как и все в этом мире…