Найти тему

Нужна конкретика

Оглавление

Очень понравились слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что присуще покаянию. "Покаяние составляется из следующих трех добродетелей: из очищения помыслов, из непрестанной молитвы и из терпения скорбей". Понравились именно конкретикой, которой так часто не хватает... Про покаяние-то говорится много, а в чем оно должно проявляться, слушателям, порой, приходится додумывать самим.

Господь сказал отвечать "да" или "нет". Многие Христа не любили, за то, что Он Сам называл белое "белым", а чёрное - "чёрным".

Мiр же пытается все размыть и сделать общий серый тон. Главное - никакой конкретики.

Общество жонглирует терминами, не раскрывая их суть. Терминами "толерантность" и "гуманность" сегодня оправдывают кучу грехов. Печально, что и в православную среду проникает привычка употреблять термины с обтекаемыми понятиями. И это не приводит ни к чему хорошему.

В школах учат "нравственности", но, говорится ли то, что нужно делать конкретно? А молодым нужна конкретика. Если её не будет, то будет ровное отношение к общечеловеческим понятиям, но никогда не будет жертвенного сердца. Вот так и бывает, что собираются разные конференции и круглые столы, но, когда на улице на снегу лежит человек (пусть и пьяный), участники этих конференций, выходя из-за этих круглых столов, проходят мимо такого человека. Это логично, ведь, разговор за "круглым столом" был про поднятие "нравственности" в обществе, а не про поднятие пьяницы с земли...

-2

Мертвые термины

А молодёжь слышит эти мертвые термины. Мертвые, потому что, сказанные без конкретики, они абсолютно ни к чему тебя не обязывают. Сказали, что надо всех любить, на том и разошлись. А что такое любить? Это предоставляется решить самому, поэтому, человек остаётся без определенных обязательств перед окружающими и перед собой. Когда появляется конкретика - тогда сразу же появляются и несогласные и сторонники. Пусть кому-то что-то слышать неприятно, зато народ просыпается, а слушая общие термины остроты нет, так как обтекаемость понятий не задевает сердца. Все спокойно и толерантно, все довольны. Только вот проблемы нисколько не решаются.

Честно сказать, очень печально, когда учителя заявлют о нравственности, но когда поднимется острый вопрос проблемный вопрос о том, что школьники уже в 12-13 лет впадают в блуд, вместо слёз на их лицах можно встретить непонятные улыбки. Один мудрый человек сказал, что

в России никогда не избавятся от проблемы алкоголизма, если у нас не перестанут смеяться над анекдотами, в которых описываются пьяные русские мужики.

Беда, воспринимаемая юмористически, не является ненавистным врагом. Тогда и отношение к борьбе с ним - соответствующее.

С кого брать пример?

Молодёжь, я уверен, не излечить литературными примерами, потому, что они далеки от них. Может и есть такие современные школьники, которые вдохновились примерами классиков и что-то поменяли в своей жизни кардинально, отказавшись от чего-то, но, лично я таких не встречал.

Признаемся честно, что сегодня умами молодых людей владеют не школьные учителя, а "ютуберные" блогеры.

Одна из причин, мне кажется, в том, что они говорят о конкретике, которая касается жизни молодых, а не о далеких литературных образах 19-го века.

Нужна конкретика. Молодой человек часто слышит про любовь, но, не зная четких определений этого понятия, он начинает считать собственную похоть проявлением возвышенного чувства. А у святых все очень конкретно, например, взять святителя Тихона Зданоского, писавшего о любви к Богу. Не просто, "люби", а проверь, настоящая ли это любовь. Он пишет конкретные вещи, что любовь к Богу проявляется в

1) презрении мiра сего;
2) в усердном и частом размышлении о Нём;
3) в тщательном угождении Его воле;
4) усердном попечение об умножении славы Божией;
5) любви к ближнему.

Есть конкретика - сразу видно, над чем нужно работать.

-3

Дайте опору

Убежден, что молодёжь нуждается, в хорошем смысле, и в прагматическом воспитании.

Чтобы их решения принимались умом, а не чувствами. Чтобы здоровый прагматизм подсказывал, что грех не принесет никакой выгоды, только минусы. Потому, что когда молодого человека захлёстывают страсти - ему будет не до литературных образов. Зато он должен знать, что за "то-то" и "то-то" будет "то-то" и "то-то", ведь сказано: "а других страхом спасайте, исторгая из огня" (Иуд.1:23)

Отсутствие конкретики внутри православных поучений ведёт к абстракции. Кто-нибудь скажет: "надо подражать святым!". Звучит очень красиво, но, что надо делать-то? Однажды у преподобного Паисия Святогорца спросили, как подражать святому молчальнику Варсонофию, он ответил, что когда тебя ругают - промолчи и будет подражание этому святому. Вот она конкретика! Если бы ответ был образным, то не было призыва к конкретным действиям. Можно было бы послушать и забыть, так как обтекаемость ни к чему не обязыват. Именно поэтому на разного рода конференциях и чтениях аудитории спят, когда слышат о "нравственности" и т.п., а стоит предложить что-то сделать - сразу встречаются недовольные, многие хотя бы просыпаются.

А живое слово Божие конкретно, и тем для многих язвительно. Христос не сказал так, как часто говорят на разных конференциях: "обществу нужно духовно-нравственное воспитание". Он сказал предельно ясно, что нужно делать: не осуждать, не гневаться, не смотреть с вожделением на лицо противоположного пола, люби своих врагов, не празднословить и так далее. Эти наказы Христа предельно конкретны, так что не отвертишься. Они ставят человека перед выбором: или согрешить или сохранить чистоту. Поэтому, когда говорил Господь - никто не спал. Одни слушали с трепетом, а другие - с недовольством.

=========================================

Автор: Антоний Дулевич руководитель миссионерского отдела Кызыльской Епархии