Весна 1936 года в буржуазной Польше ознаменовалась крупными революционными выступлениями пролетариата и крестьянства. На улицах городов и в селах в столкновениях с полицией и солдатами была пролита кровь трудящихся.
Кровавые события весны 1936 года в городах Львове, Кракове, Лодзи всколыхнули всю страну. Повсюду проходили забастовки, митинги, собрания, демонстрации. У нас в Деречине, где я в то время работал секретарем райкома комсомола, партийная и комсомольская организации проводили большую агитационную и пропагандистскую работу. Мы разъясняли крестьянам смысл развернувшихся революционных событий, призывали их поддержать борьбу польского рабочего класса.
В ответ на выступления трудящихся правительство ответило разгулом террора. Концлагерь в Березе Картузской явился одним из самых суровых средств реакции для расправы с коммунистами, комсомольцами, революционно настроенными трудящимися страны.
... Пасмурное утро. Лесная дорога. Зеленеет молоденькая листва придорожных березок. Мы медленно идем колонной по два человека. Нас двенадцать коммунистов. Впереди, по сторонам и позади — конвоиры. Ремешки фуражек под подбородками. В руках винтовки. На винтовках штыки.
Шагаем.
Мерно и тоскливо позвякивают цепи. Тяжело и зловеще скрежещут по булыжнику кованые сапоги: раздавим... сотрем... уничтожим...
Мы идем в ногу. Смотрим прямо перед собой. Нет, не страх, не робость владеют нами. Идем гордо: выстоим... выдержим... победим... Пусть они нас боятся.
Еще в вагоне мы поклялись не паниковать, держаться мужественно, с достоинством. И вот теперь, у лагерных ворот, на пороге новых испытаний мы вновь сердцем повторяем нашу клятву.
Справа от дороги парк. Здесь у входа в административное здание происходит обычная процедура сдачи-приема арестованных. Старый конвой свободен. Мы — в распоряжении лагерной полиции. Покидаем парк, пересекаем дорогу, входим на территорию лагеря. Разве мог я подумать в тот момент, что следующий нормальный шаг я сделаю только год спустя.
— Бегом марш!
Четырнадцать месяцев бегом.
Вбегаем на плац и оказываемся в каком-то жутком, стонущем и задыхающемся человеческом водовороте. Что-нибудь спросить, кого-нибудь узнать невозможно. Мечутся человеческие фигуры, мелькают полицейские дубинки. Темнеет в глазах, звенит в ушах от беспрерывных ударов по голове.
В совершенно пустом помещении арестантского блока нас заставили раздеться догола, избили еще раз, выдали арестантские куртки и номера. Теперь у меня есть номер, кровоподтеки, ссадины и арестантская куртка. Одним узником стало в концлагере больше. Мой номер 568. Это для полицейских. Для них мы все — номера. А друг для друга?
Несмотря на категорическое запрещение разговаривать, узники знакомились друг с другом быстро. Вскоре выяснилось, что абсолютное большинство заключенных — коммунисты. Примерно 40 процентов всего состава узников — это рабочие, 30 процентов — крестьяне, остальные — интеллигенция.
Здесь томились и подвергались бесчеловечным издевательствам белорусы и евреи, поляки и украинцы; было несколько русских и литовцев, были революционные борцы из различных уголков Польши, западных областей Белоруссии и Украины.
Среди политзаключенных находились видные организаторы революционного движения. Под их руководством коммунисты в лагере продолжали классовую борьбу.
В концлагерь был направлен отборный отряд полиции. Это были лица в возрасте от 25 до 35 лет, воспитанные в фашистском духе. Они старались с помощью строжайшей изоляции, каторжного труда, голода, избиений, карцера, издевательств убить в коммунистах чувство человеческого достоинства, сломить их морально и физически.
Особенно тяжелые испытания в концлагере выпадали на долю больных, физически слабых людей, инвалидов. Медицинская помощь им фактически не оказывалась, а их физическая слабость служила садистам дополнительным поводом для издевательств. Более выносливые узники считали своим долгом всячески облегчать страдания более слабых. Во время муштры бегущие впереди колонны сознательно замедляли темп, чтобы не было отстающих. Никакие угрозы и побои не могли заставить их ускорить шаг. Везде, где это только было необходимо, мы сознательно замедляли темп исполнения команды, приспосабливаясь к возможностям наиболее слабых. Так мы поступали по команде «одеться» и «раздеться», во время приема пищи, умывания, мытья котелков, во время работы, давая возможность своим товарищам доесть свою порцию, закончить работу, не отстать от других и тем самым избежать карцера и побоев, сохранить последние силы.
Отношения узников-коммунистов между собой строились на принципах интернациональной дружбы и самопожертвования. С сердечной теплотой и благодарностью я вспоминаю товарищей по камере Татарина, Тейтеля, Буковина и Конюшевского, оказывавших мне, двадцатилетнему, неопытному парню, внимание и поддержку.
Общее уважение было самой высокой наградой тем, кто шел впереди колонны, принимал на себя первые удары, выручал других или гордо отказывался наклониться перед занесенной над ним полицейской дубинкой.
Я не был очевидцем, но из рассказов товарищей мне известно, что однажды на работе политзаключенный Германисский отказался склониться перед полицейским и заявил протест против варварского отношения к нему. В тот же день выразил такой же протест другой политзаключенный — Мозырко. Как один, так и второй были брошены в карцер и там жестоко избиты, после чего оба скончались.
По примеру Мозырко и Германисского перестали склоняться перед полицейской палкой и другие заключенные. Это была одна из форм борьбы узников за свои права, за человеческое достоинство. Отказ от повиновения влек дополнительные удары. Хорошо помню, как зверски был избит в коридоре арестантского блока арестованный Каспшак.
— Ага, не сгибается! — шипел один из полицейских.— Видно, кости мешают — дробите их к черту!
Все свои усилия в лагере мы направили на то, чтобы сохранить себя и товарищей от физического и морального уничтожения, не допустить подписания деклараций с отказом от коммунистической деятельности. Процедура «сбора» деклараций проводилась регулярно, каждые три месяца. В концлагерь приезжали из Варшавы сотрудники министерства внутренних дел и вели индивидуальные «беседы-разговоры» с каждым политзаключенным. Смысл их сводился к одному: подпиши декларацию и ты будешь свободен.
В мою бытность в лагере, насколько я помню, все расчеты на сбор деклараций обычно проваливались. «Варшавские гости» встречались с решительным сопротивлением политзаключенных. На хитрую полицейскую удочку попадались буквально единицы. Кстати сказать, мы сразу узнавали тех, кто подписал декларацию. Настроение таких людей становилось подавленным, вид угнетенным. Чаще всего они не в состоянии были скрыть перед товарищами совершившегося факта и признавались.
Хорошо помню первый разговор со мной представителей из Варшавы. Он был краткий. Пан смотрел на меня высокомерно, разговор вел в грубом тоне. Потом выгнал меня из кабинета, пригрозив, что я сгнию в концлагере. В июне 1937 года состоялась со мной последняя беседа. Хорошо помню тот день. Стояла солнечная, теплая погода. В сопровождении полицейского я поднялся на второй этаж административного здания. В кабинет пригласили меня одного.
Чиновник спросил, как давно я нахожусь в лагере, как себя чувствую, желаю ли я служить в польской армии. Услышав положительный ответ, он сделал взмах рукой в сторону окна:
— Смотри! Весна, прекрасное время, семья, невеста. И завтра ты можешь быть на свободе! Хочешь быть на свободе?
— Хочу, конечно.
— Подпиши декларацию, и завтра освободим.
Вскоре я снова был среди товарищей в своей камере.
Чиновник уехал не солоно хлебавши. Совесть моя была чиста, на душе легко. Я вновь был готов стать рядом со своими товарищами впереди колонны.
Ставьте палец вверх!
Подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного!