Здравствуйте, уважаемые читатели! В праздничные выходные мы хотели бы поделиться с вами самыми интересными интервью, с теми людьми, чьи профессии никого не оставят равнодушным.
Сегодня поговорим о братьях наших меньших, о том, как правильно дрессировать и контактировать с собакой. Также затронем тему собачьих боев и своры уличных собак: действительно ли они бросаются на людей и что в этот момент человеку следует делать.
Если вы хотите больше таких интересных интервью, не забывайте в конце статьи ставить "палец вверх" и подписаться на наш канал, чтобы не пропустить. С полным перечнем наших интервью вы можете ознакомиться в сообществе ВК.
— Какой вы прошли путь, чтобы стать тем, кем вы сейчас являетесь?
— Я начала учиться на кинолога с конца 2010. И после прохождения и окончания стажировки, ведения группы по ОКД (общий курс дрессировки. — Изнанка) искренне верила, что я кинолог. Но по-настоящему нормальным специалистом, который сам доволен своей работой, я стала лишь когда начала практиковать непрерывное обучение. Это не более трёх лет. Всё, чему нас учат по программам РКФ (российская кинологическая федерация), увы, давно устарело.
— Любовь к собакам у вас с детства?
— Да, с самого детства. Ко всем животным, в принципе.
— Вас часто кусали/кусают собаки?
— Раны, которые шили, или просто глубокие — пока ни разу. Так, пошкарябать зубами или когтями, достаточно редко, не считала, конечно.
— С собаками каких пород работаете?
— Со всеми породами и «не породами». Но больше всего люблю работать с среднеазиатскими овчарками. Я волонтер в команде помощи алабаям по воскресеньям.
— В чем заключается ваша деятельность?
— Если быть точным, я кинолог-зоопсихолог. Так как это достаточно широкое понятие, есть более узкие специализации, по предпочтению специалиста. Я люблю решать проблемы в поведении собак, помогать хозяевам найти контакт с собакой. Просто обучать командам не очень люблю, т.к. это достаточно примитивная работа для меня лично, мне скучно этим заниматься.
— Какой породы собаку вы обучали дольше всего? По вашему опыту, есть патологически сложные породы для обучения?
— Я обучаю хозяев, не собак. Патологически необучаемых хозяев не было, однако, есть человеческий фактор, когда тренер и владельцы не могут найти должного контакта. Дольше всего приходится работать с собаками с синдромом гиперактивности. Но это не от породы зависит. Хотя есть склонность некоторых пород к гиперактивности: аст, малины, питы, к примеру.
— Какой конечный результат, который вы хотите увидеть после полностью проведенной работы?
— Когда хозяин доволен поведением своей собаки и любит ее, а собака при этом счастливая, не забитая — настоящая личность.
— Каким базовым командам обучаете?
— Основное из базовых, когда нет проблем в поведении: хождение на провисшем поводке и без него, в том числе и рядом; подход на подзыв хозяина (несколько вариантов — обычный и экстренный); «неподбор» корма с земли; выдержка в различных вариациях; отправка на место. Обучаю импульсному контролю, контролю эмоций. Играем в развивающие и поисковые игры. А далее уже по желанию хозяина и возможностям собаки.
— Как втереться в доверие к собаке?
— Это вопрос на пару месяцев. Если кратко: изучить, кто такая собака как вид, и каковы её потребности; изучить тонкие коммуникативные сигналы собаки; однозначно чувствовать, что это ваша собака, а не просто атрибут. Строить отношения как с членом семьи, только с учетом особенностей вида.
— Скажите, какие ошибки чаще допускают новоиспечённые владельцы собак?
— Основных две: они или слишком опекают собаку, не ставя никаких рамок, или держат их под тотальным контролем в ежовых рукавицах.
— К чему приводит насилие над собакой со стороны хозяина?
— Как минимум — к разрушению контакта и несчастному существованию собаки, которая боится хозяина; как максимум — умерщвление собаки из-за ее агрессии, которая является результатом насилия хозяина.
— Правда ли, что когда собака ест, к ней лучше не подходить? Почему?
— У собак есть правило — что у меня в зубах или рядом со мной, то моё. И если это чужая собака, то, конечно, лучше не подходить, т.к. она может обозначить ценность имеющегося у неё ресурса. И если вы не отступите, может вас атаковать. Та же история и у хозяев, у которых плохой контакт с собакой, если у собаки нет доверия к нему. Или если она неправильно питается. Тогда да, лучше не подходить.
Своих учеников я учу налаживать такое отношения с собакой, что они могут спокойно к ним подходить. Однако тоже без фанатизма. Никому не понравится, если даже любимый хозяин каждый день будет ходить туда-сюда и лезть в миску. Спокойный ритуал кормления тоже важен.
— Смотрели ли видео Антуана Наджаряна на ютубе? Как оцениваете его методику?
— Я не одобряю методики Наджаряна, равно как и Цезаря Милана, так как они основаны на насилии: удавки, альфа-перевороты и прочие запугивания. Они загоняют собак в астеническую форму фрустрации, что с виду выглядит как послушание. Они — последователи теории иерархии и доминирования, законов стаи. В этих теориях куча ошибок, реализации человеческих амбиций и комплексов. Это не про собак. Это про людей. Это шоу. В кинологии стабильный результат достигается совсем по-иному.
— Слышал фразу: «Не бывает плохих собак — бывают плохие хозяева». Это правда или бывают, так скажем, плохие собаки?
— Бывают собаки с отклонениями психическими, я не могу назвать их плохими. Очень редко, правда, такие бывают, чаще это дело уже рук кинологической безграмотности.
— Какие действия над собакой разрушают её психику?
— Запугивания, физическое насилие в большей степени. Так же негативно сказываются: психологическое насилие, постоянный тотальный контроль без права инициативы, непредсказуемость действий хозяина и смена его настроения по отношению к собаке.
— Собачьи психологи существуют или это порождение сознания зажравшегося общества?
— Существуют. Зоопсихологи. Но это не тот психолог, к которому, как у людей, пришел, поговорил. Это человек, который изучает условия обитания собаки, обращение с ней и рассказывает хозяевам, как привести в норму это все. Тогда собака меняется сама. Это не целенаправленная работа с поведением.
— Сколько вы по времени работаете с одной собакой?
— Всё зависит от самой проблемы. Само занятие — от часа до 3-4 часов (т.к. работаю я всё-таки с хозяевами, собака за занятие работает не дольше 30-40 мин). Иногда достаточно одной консультации. Иногда годами. Но годами — это когда хозяину хочется, чтобы собака всегда осваивала что-то новое. Так в среднем на проблему — 3-6 месяцев честной работы хозяина.
— Как формируется служебная пара из кинолога и собаки?
— Я не работаю в этом направлении. У нас, увы, на службе еще очень древний подход, и там собаки — это расходный материал. Правда, есть и исключения. В аэропортах некоторых, к примеру, уже достаточно современный подход. Но тоже далек от желаемого, потому что, повторюсь, там собака — это орудие труда.
— Какая самая умная собака, с которой вы встречались?
— Не могу так явно выделить кого-то. При правильной подходе они все проявляют высокий уровень интеллекта. Но аборигенные породы, на мой взгляд, более интеллектуально развиты при прочих равных условиях.
— Как вы наказываете собак?
— Никак. Вообще. Спокойным ровным тоном с соответствующей эмоцией могу показать свое негативное отношение к ситуации. Если правильно налажен контакт, этого достаточно. Если нет — работаем над контактом, а не над наказанием.
— По поводу пород «бойцовских» собак. Считаете ли все эти ужасы и предупреждения в их отношении обоснованными?
— Нет бойцовых собак. Это все в голове у людей, реализовывающих свои комплексы. Но да, есть тенденция, что люди, желающие воспитать бойца, возьмут породу с соответствующей репутацией: стафопиты, азиаты, кавказцы.
Но по факту сделать «бойцовую» можно из любой собаки, независимо от породы/не породы, имеющей соответствующие задатки и отмороженного хозяина.
— Как надо относиться к собакам — как к людям или как к животным?
— Как к собакам — согласно особенностям вида. Очеловечивать тоже плохо. Но как социальному партнеру — однозначно. Просто этот социальный партнер не человек, а собака.
— Насколько прибыльна ваша работа? Занимаетесь чем-нибудь, помимо кинологии?
— Помимо кинологии, у меня еще есть вторая работа. Но больше не потому, что мало денег в кинологии, их достаточно можно заработать, а потому, что тоже любимая работа.
— Почему собаки нападают на детей, взрослых, других собак? Может ли зоопсихология решить проблему агрессивных собак?
— Только зоопсихология не может. В этих инцидентах очень велика доля агрессии людей и их кинологической безграмотности. Поэтому решить проблему агрессивных собак можно путем решения проблемы с агрессивными и безответственными людьми. Причин нападения множество. Но основная — наше непонимание, кто такие собаки.
— Весна — период напряженной работы с собаками? Как она влияет на вашу работу?
— Весной, бывает, обостряются проблемы в поведении у собак. Но чтобы это повлияло на саму работу — никогда.
— Какие чувства может проявлять собака?
— Достаточно широкий спектр чувств и эмоций, примерно как 5-летний ребенок.
— Правда ли, что собаки могут завидовать, скучать?
— Да, они могут испытывать многие чувства и эмоции. Однако простые чувства, не сложные. То есть, к примеру, чувство мести им уже непостижимо. По крайней мере, пока все данные говорят именно об этом.
— Если собака боится оставаться одна, и когда хозяин приходит, то она в прямом смысле падает в обморок, что с этим связано, и как это исправить?
— Ей может быть просто скучно; это может быть последствием стресса или по поводу ухода хозяина, или по каким другим причинам. Сначала определяем причину этого поведения, работаем над её устранением или компенсацией. Поведение меняется само собой в результате. Ругать по возвращении бессмысленно. А чаще — это еще и усугубляет проблему.
— Понимают ли собаки человеческую речь?
— Да. Если с ними общаться, называть предметы — они могут понимать, о чем речь. Конечно, в достаточно примитивной форме, но тем не менее. Я со своими общаюсь просто речью. Командами — редко с лаброй. С азиаткой — никогда.
— Почему собаки не дружат с кошками?
— Мои дружат. И многие собаки дружат. Собакам, вообще, свойственно построение социальных отношений с наибольшим количеством видов. А дальше всё зависит от опыта животного.
— Если собака агрессивна — это признак заболевания и психологических нарушений?
— Если собака была нормальной, а потом резко появилась агрессия без видимых причин — это повод заподозрить какое-то заболевание и обратиться к ветеринару. Возможно, у нее что-то болит, а иначе она не может это показать вам.
— Как относитесь к собачьим боям и тем, кто их устраивает? Бывают ли бывшие бойцовские собаки или они уже потеряны?
— Я видела и общалась с собаками с боев — с людьми они могут быть достаточно адекватны. Однако к самим боям и устраивающим их отношусь отрицательно. Это извращение такого вида, как собака. От природы это достаточно мирные животные, и конфликты между собой у них достаточно редки. Пока сюда не вмешался человек.
— Есть какие-то способы психологического воздействия на агрессивную уличную собаку?
— Не совсем понятен вопрос. Мне за всю жизнь (не только когда стала кинологом) такие не встречались. Чаще это результат поведения человека, боящегося собаки. Если на вас просто лают, и лай усиливается по мере вашего движения, то стоит сменить траекторию. Если на вас летят дворовые, можно нагнуться и сделать вид, что поднимаете что-то с земли. Но собака нападает, только если вы претендуете на ее ресурсы, просто так погонять человека — это им не свойственно. Если собака поставлена на охрану, то исключительно не двигаться, пока хозяин её не заберет (если повезет).
— Говорят, что животные чувствуют страх человека. Это, видимо, одна из причин того, почему бездомные стаи нападают на людей?
— Чаще потому, что или их там прикормили, и они так отгоняют от своих ресурсов; либо когда зашли на их территорию. Если говорить о чувстве страха, есть предположение, что они способны чуять адреналин.
Мне кажется, что поведение человека в страхе просто гораздо более непонятное собакам и выглядит для них агрессивным: замирание с взглядом в глаза, к примеру.
Чтобы собаки охотились на человека — байки. Подтверждений не знаю.
— Стоит ли завести собаку, если они нравятся, но ты их очень боишься?
— Не стоит. Надо получше их узнать, к примеру, в приличных приютах. Хотя знаю и исключительные случаи, когда подобранный в переходе щенок избавил девушку от страха собак. Растет себе, оба счастливы.
— Платоническая любовь и последующая дисфория (состояние пониженного настроения) у собак бывает?
— С платонической любовью у собак реально встречалась единожды. Но чаще это чувство глубокой привязанности и горе после потери социального партнера (если говорить о дисфории).
— Поделитесь забавными историями, связанными с животными.
— Была собака у егерей. Они пожарили утку, закрылись от нее в коморке, утку не дали. Она простилась — не пускают. Собака эта была лесничества и тревожным лаем оповещала о каких-то опасностях или вторжениях. Сидят, пьют и едят свою утку. Вдруг слышат тревожный лай на другом конце леса. Собрались, побежали. Приходят туда откуда лай был — тишина и никого. Никаких следов, что-то не так было. Возвращаются — утки нет. Что было потом с лайкой, не знаю.
— Сейчас существует множество книг и пособий по дрессировке, много информации можно найти в интернете. Почему всё же стоит заниматься с собакой с профессионалом?
— Потому что непрофессионалу с таким обилием противоречащей информации сложно понять, что делать, чисто прочитав литературу, т.к. из интернета не удаляется старое, таким образом он найдет и методику 60-х и новую кинологию, а в итоге совсем запутается.
Только оригинальные интервью на Изнанке. Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки ("палец вверх"), чтобы не пропустить эксклюзивное интервью.