Найти в Дзене

Реформа системы ОМС

Когда-то давно мой, уже бывший, начальник сказал мне одну простую, но важную вещь - «Баир, если тебе что-то не нравится, то всегда предлагай свой вариант решения проблемы».
С тех пор у меня развилась привычка придумывать решения всех проблемных ситуаций, которые мне не нравятся. Благо в нашей стране этой привычке было, где развиться. Одним из таких мест были поликлиники, которые мне приходилось посещать по личным вопросам или своего ребёнка. Каждый раз я смотрел по сторонам и понимал, что бедным врачам приходится работать в условиях «Средневековья».
Как приверженец идей бережливого производства и самой идеи рассматривать окружающее вокруг как некие процессы с условным началом и условным концом, я мысленно разбил процесс визита к врачу на этапы.
Первоначальным звеном оказалась запись к врачу. Здесь, безусловно, был совершен шаг в сторону цивилизации путём создания электронной записи к врачу через интернет-сайт и терминал. С другой стороны для удобства старшего поколения была сохранена возможность записи по телефону или через стойку регистрации. Данные виды записи со временем постараются убрать, сначала мягким путем через обучение возможности регистрации электронным путем, объяснения преимуществ и удобств данного вида записи, затем кнутом, принудительно закрыв эту возможность, так как данные способы являются трудоёмкими и соответственно более дорогими и неэффективными.
Но заострим внимание на электронных полисах ОМС, а возможно и универсальном электронном документе. При внедрении этого документа с чипом (который уже существует) вместе с хорошим программным обеспечением мы сократим время регистрации в поликлинике, записи к врачам, приёму у врача.
Так как информация с условными паспортными данными не изменяется, и у регистраторов, врачей, медсестёр отпадёт необходимость заполнения имени, фамилии, отчества пациента, его даты рождения, пола, адреса регистрации и прочего.
Итак, второй этап, - в моём случае, это визит к врачу. При внедрении условной автоматизации процесса осмотра пациента, для удобства назовем это сразу «системой ОМС», врачу не надо заполнять паспортные данные пациента, достаточно просто вставить карту в слот. В программе откроется электронная амбулаторная карта пациента.
Плюс электронной амбулаторной карты в том, что она, в отличие от бумажной карты, не потеряется в регистрационной, как это было у меня не один раз.
Другой плюс в том, что исчезает эффект неразборчивого почерка врача, когда сами врачи не могут разобрать почерк другого врача специалиста в амбулаторной карте или протоколе медобследования. В лучшем случае будет потеряно время на расшифровку «клинописи» коллеги, в худшем, врач плюнет и не станет разбираться, а назначит обследование или лечение, не учитывая информации из «клинописи».
Еще один плюс в том, что врач может, выписать лечение, но не расписывать целую страницу с лекарствами, как их надо принимать, до или после еды, сколько раз в сутки, сколько капель или таблеток. А просто выбрать уже заготовленный шаблон лечения и нажать кнопку «ок». Весь рецепт выйдет в уже готовом виде. Конечно же, врачу необходимо оставить возможность редактирования шаблонов.
Другой пример, если врач решит, например, направить вас на УЗИ какого-либо органа. Он просто выбирает тип обследования и нажимает кнопку «ок», вся остальная информация распечатается с паспортными данными, видом обследования, с памяткой для пациента, о том, что ему необходимо прийти на приём натощак, с полным мочевым пузырём и со своим полотенцем. А ведь, сколько УЗИ не состоялось из-за того, что пациент не был уведомлён, что надо быть натощак и с полным мочевым пузырём.
И, наконец, ещё один очень важный момент это удобство поиска в амбулаторной карте самим врачам, по «хэштэгу», по дате, по категориям, по исключающим фильтрам и так далее.

Новая система ОМС сможет решать стратегические задачи из других сфер. Например, не секрет, что пенсионная система в наше время является одной из самых острых проблем экономики России, доля трудоспособного населения сокращается, доля пенсионеров увеличивается. В России мужчины в среднем живут 65 лет, женщины 77 лет. Средняя продолжительность жизни мужчин так низка во многом из-за того, что уровень смертности мужчин трудоспособного возраста в разы выше, чем у женщин. И именно новая система ОМС сможет нам подсказать из-за чего такая высокая смертность у мужчин и укажет те самые болевые точки, по которым можно нанести точечные удары для частичного решения этой проблемы.
Я прекрасно понимаю, что данная затея является невероятно сложной со всех сторон. Но давайте представим возможные проблемы и их пути решения.
Проблема номер один – финансирование. Бюджет и так трещит по швам, а дополнительное выделение миллиардов долларов на реформу системы здравоохранения будет весьма некстати.
Но давайте подумаем об экономической составляющей, о том кому нужна эта система? Государству? Да. Народу? Конечно! Но у госбюджета нет возможности финансировать, а народ у нас не пойдет на «краудсорсинг», хоть это и в его же интересах.
Однако есть и другие очень важные игроки, которые, быть может, будут заинтересованы в данной системе и кто возможно готов будет профинансировать из своего кармана, хотя бы частично.
К примеру, страховые компании, которые оказывают услуги ОМС и ДМС. Благодаря этой системе страховщики получат доступ к желанной «биг дата», этот массив данных безусловно позволит страховщикам улучшить свою скоринговую систему, подсчет рисков и пути их минимизации.
Другие не менее важные заинтересованные игроки – это фармацевтические компании. Система подарит миру невероятный массив данных, умелая аналитика которых принесёт плоды и фармацевтам. Информация по болезням, количеству заболевших, скрытые общие симптомы,  не выявленная сезонность или периодичность эпидемий  и многое другое – я абсолютно уверен, приведёт к мощному качественному скачку в области фармацевтики.
Проблема номер два – технологическая. Есть ли у нас компании способные создать подобный проект, исполинская система, способная обрабатывать огромный массив данных без сбоев и задержек? Если нет, то могут появиться. Яндекс имеет подразделение, занимающееся “big data”. На мой взгляд, лучше изначально рассчитывать на российских разработчиков по нескольким причинам: “big data” является довольно молодым направлением и пока на рынке не появились явные лидеры, что в какой-то степени уравнивает положение отечественных компаний и компаний из Кремниевой Долины. И именно данный проект, возможно, вытолкнет наши технологические компании вперёд.
Что это даст? Увеличение экспортной составляющей в категории программного обеспечения. Если условный «Яндекс» реализует данный проект и в его договоре будет прописан пункт, что они будут иметь возможность продавать наработанные технологии иностранным государствам, в таком случае условный «Яндекс» сможет занять нишу на мировом рынке программного обеспечения для ОМС и ДМС различных стран.
Рынок по понятным причинам довольно узкий и специфический в силу отношений B2G, тем не менее, это может дать рост «Яндексу», а государству увеличить налогооблагаемую базу. Незначительно, но всё же, особенно если на кону стоит вопрос о том, кто победит на российском IT рынке – российские компании или зарубежные, если проиграют российские компании, мы не только не увеличим налогооблагаемую базу, но и «потеряем» миллиарды в виде выплат за покупку иностранного программного обеспечения.

Проблема номер три – преодоление сопротивления персонала. Пожалуй, это самая сложная часть. Саботаж со стороны линейного персонала неизбежен. Руководители смогут лишь корректировать уровень саботажа.
Здесь необходимо использовать систему пряника на первых порах. Это обучение персонала, объяснение личных выгод для них, прямая круглосуточная техподдержка с понятным и простым языком, быстрая и слаженная работа техподдержки по возникающим тикетам, простое и точное оповещение обо всех новостях и изменениях в системе.
После достижения критической массы одобряющего реформы персонала, постепенное внедрение системы кнута. Штрафы или урезание премий за неиспользование возможностей системы, введение обязательных тестов на знание системы и допуск к работе, только после прохождения тестов.
Проблема номер четыре проистекает из проблемы номер один – законодательная. В случае, если мы решим финансировать создание системы ОМС из кармана страховых компаний и фармацевтический компаний, то необходимо будет решить вопрос о конфиденциальности личной информации пациента, коей также является и история болезней в электронной амбулаторной карте.
Сторонники теории заговора тут же начнут аргументировать тем, что человек потеряет право личной жизни, что государство и алчные корпорации вторгнутся в личную жизнь людей, а их следующим шагом станет внедрение микрочипа под кожу с круглосуточной слежкой за каждым индивидом. Какие аргументы есть у нас?
Первое, существующие «аналоговые» бумажные амбулаторные карты технически уже имеют всю ту информацию, которая переместится в цифровое пространство, поэтому система ОМС в любом случае в том или ином виде владеет этой информацией.
Второе, вся информация, которая будет передаваться страховщикам и фармацевтическим компаниям будет обезличена и не содержать имени, фамилии, отчества, серии и номера документа, дату выдачи и орган выдавший документ. Более того, при создании системы ОМС необходимо  также заложить высокий уровень криптографии, дабы вся полученная информация никогда не могла быть собрана в корыстных или злонамеренных целях.
В-третьих, благодаря внедрению системы ОМС, люди получат лекарства от неизлечимых болезней намного раньше, более щадящие лекарства по сравнению с уже существующими, более полную и точную информацию о побочных эффектах и большое количество других полезных открытий.
В-четвертых, в нашей стране, медицинские услуги бесплатны, в отличие от множества других стран, однако среднее качество оказываемых услуг ниже в силу ряда причин. И именно людям в первую очередь система ОМС облегчит жизнь и повысит качество оказываемых медицинских услуг. В конце концов, чем-то мы, жители России, должны заплатить за бесплатную медицинскую помощь и будущий рывок.
Как и во всех проектах для реализации данного масштабного проекта нужна, прежде всего, решительность. В нашем случае, я бы это назвал политической волей. Я верю, что в очень близком будущем нас ждёт тот мир, который я описал, это неизбежный следующий правильный шаг в области здравоохранения всего мира.