Одна из самых известных достопримечательностей современного Парижа – Люксембургский сад, существует с 1611 г. и основан еще Марией Медичи. В конце XIX в. аллеи его центральной террасы были украшены двадцатью мраморными статуями выдающихся женщин Франции. Так «в гирлянде каменных подруг – французских королев во время оно» заняла свое место фигура Клотильды Бургундской.
Дочь короля Бургундии Хильперика II и его супруги Агриппины – Клотильда (Хродехильда) родилась около 475 г. в Лионе. В 491 г. ее родители стали жертвами конфликта внутри бургундской королевской семьи. После их смерти Клотильда вместе со старшей сестрой Кроной были обречены на изгнание, а земли отца конфисковал младший брат короля Гундобальд.
Спустя два года в Женеве с молодой принцессой познакомились послы короля франков Хлодвига I. Этот представитель рода Меровингов желал заключить союз между франками и бургундами. После ряда побед (в битве под Суассоном, а также в войне с тюрингами) политический вес Хлодвига в варварских королевствах был невероятно высок. Лучшей гарантии будущего союза, чем брак, быть не могло. А происхождение, ум, красота Клотильды во всех смыслах устраивали франков. Бракосочетание состоялось в 493 г. в Суассоне.
Новая королева быстро заслужила уважение не только мужа – грозного короля Хлодвига, но и его приближенных. В отличие от других представителей бургундской королевской семьи, исповедовавших арианство (не признававших Троицу), Клотильда придерживалась ортодоксальной традиции, основаннойна Никейском символе веры, и делала все возможное, чтобы король перестал быть язычником. Однако Хлодвиг долго не решался на этот шаг.
Их первенец Ингомир умер вскоре после рождения в 493 г. В 495 г. королева родила второго сына, Хладомира, который тоже был болезненно слаб. Когда Хлодвиг согласился окрестить больного ребенка, тот вскоре выздоровел.
В 496 г. Хлодвиг затеял войну с алеманами (швабами) – племенем, жившим в верховьях Рейна и Дуная (юго-запад современной Германии). Перед началом генерального сражения король, напуганный превосходством противника, призвал на помощь бога Клотильды и дал обет принять крещение, если победит.
В битве при Толбиаке летом 496 г. на Воллерхеймской пустоши близ немецкого городка Цюльпих (в 60 км. от нынешней германо-бельгийской границы) войско алеманов было разбито. Так началось падение их державы, которая впоследствии была полностью уничтожена (в 531 г. эти земли присоединены к королевству франков).
Хлодвиг решил исполнить обет. 25 декабря 496 г. в праздник Рождества апостол франков святой Ремигий (Реми) в городе Реймсе окрестил короля Хлодвига и его дружину из 3000 воинов. В построенном на этом месте соборе – Нотр-Дам-де-Реймс (Собор Богоматери Реймсской) затем около десяти столетий венчались на царство все французские короли, начиная с Людовика Благочестивого.
Так вклад короля Хлодвига в развитие христианства связан с влиянием королевы Клотильды Бургундской, которую уже современники стали почитать благочестивой.
В Париже, ставшем столицей государства Меровингов, Клотильда в 502 г. распорядилась построить на одном из семи холмов, на левом берегу Сены, церковь Петра и Павла. В 512 г. здесь упокоились останки святой Женевьевы, в ее честь, основано знаменитое аббатство Сент-Женевьев.
После смерти мужа в 511 г.королева Клотильда удалилась в аббатство святого Мартина (г. Тур). Она сосредоточиласьна духовном совершенствовании, помощи обездоленным и распространении христианства. Ее стараниями была канонизирована святая Женевьева (Геновьефа) – покровительница Парижа.
Влияние королевы на внутреннюю и внешнюю политику не ослабевало и в это время. В 523 г., желая возмездия за смерть своих родителей, она втянула своих сыновей в конфликт с королем Бургундии Гундобальдом, спровоцировав тем самым франко-бургундскую войну (523–524). В результате этих событий погиб ее старший сын Хлодомир. Ссора из-за наследства брата разожгла вражду двух других ее детей – королей Хлотаря I и Хильдеберта I. Когда в семейную распрю вмешался и старший, до брака с Клотильдой рожденный сын Хлодвига Теодорих, финалом этой истории стало убийство детей Хлодомира в 531 г.
Карающая беспощадность Клотильды Бургундской проявилась и здесь. По свидетельству Григория Турского, королеве доставили меч и ножницы вместе с запиской от сына, свирепого Хлотаря: «Какой судьбы бы ты хотела своим внукам. Прикажешь ли ты обрезать им волосы и оставить их в живых или же убить?» И тогда гордая Клотильда Бургундская воскликнула: «Пусть они умрут!», поскольку согласно традиции Меровингов, для принцев и королей обрезать волосы было равно бесчестию. Согласимся, что поступок королевы не близок к христианскому смирению…
Но, надо признать, в других ситуациях Клотильда проявляла решительность, упорство и благочестие одновременно. В 534 г. она смогла примирить вновь разругавшихся детей и остановить междоусобную войну.
Королева Клотильда Бургундская умерла 3 июня 545 г. в Туре. Ей было 70 лет отроду − невероятно долгий для того беспокойного времени жизненный путь.
Похоронена рядом с мужем в аббатстве Святой Женевьевы, для канонизации которой она так много сделала. Могилы Хлодвига и Клотильды, как и останки святой Женевьевы, исчезли в годы Великой французской революции: в рамках борьбы с предрассудками они были осквернены, а мощи святой сожжены на Гревской площади в центре Парижа.
В средние века королева Клотильда была весьма почитаема французами как святая покровительница невест, приемных детей, изгнанников и вдов. Канонизировали Клотильду в середине VI в. (период понтификата папы Пелагия I) как крестительницу Франции, основательницу и покровительницу монархии.
В массовом сознании она превратилась в моральный образец христианской королевы, ибо среди своих кровожадных родственников – королей VI в. − Клотильда Бургундская выделялась благородством и благочестием, своего рода гуманизмом (с поправкой на время, в котором жила) и заботой о подданных. С годами на это перестали влиять факты, связанные с убийством двух ее внуков от сына Хлодомира. Принесенные в жертву властолюбию десятилетний Теодобальд и семилетний Гунтар вовсе не представляли опасности как соперники для жестоких сыновей Клотильды…
А девятилетнему Хлодоальду удалось укрыться в монастыре. Это спасло ему жизнь, однако он принял постриг. Символический ритуал острижения волос не обесчестил, а возвысил того, кто, уйдя от мира, перестал быть принцем. Местность Сен-Клу близ Парижа хранит его и имя и его мощи. Хлодоальд основал знаменитый монастырь и мирно скончался в 560 г. Он канонизирован христианской церковью под именем святого Клода…
Впрочем, это уже другая история.
Понравилась публикация? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал, это очень важно для авторов Яндекс.Дзен.
Комментарии и обсуждение доступны на официальной странице канала в Facebook: https://www.facebook.com/historical.narrative/posts/855992761273794
Другие интересные публикации:
Хуана Безумная: превратности судьбы кастильской королевы
От Великого до Горбатого: самые оригинальные прозвища правителей средневековой Европы
Иоанн Посмертный: короткая жизнь и странная смерть ребенка