Работы по среднему танку, который должен был заменить PzKpfw IV, начались задолго до Великой Отечественной. В 1938 году ведущие немецкие фирмы разрабатывали прототип машины в 20 тонн, но работы шли медленно. Во-первых, замена не требовалась, ибо для насущных задач было достаточно имеющегося парка машин. А в связи с этим и конструкторы не спешили. Но когда немецкие танки пересекли границу СССР, все резко изменилось.
Изначально, советские танки не вызвали особого интереса у немецких военных и конструкторов. Но захлебывающееся наступление, и сообщение с полей о превосходстве советских Т-34 над немецкими танками, заставили пристальнее изучить опыт противника. Немецкая комиссия детально изучила советскую машину, придя к осознанию необходимости нового танка.
Как и у творения Михаила Кошкина, немецкие военные захотели в перспективной машине наклонную броню, и ходовую часть с большими опорными катками и широкими траками. Считалось, что вес новой машины сможет не превышать 35 тонн, но личные требования Гитлера по высокой защищенности и мощном орудию, подняли эту планку до 55. Так, весной 1942 года был одобрен прототип от компании MAN – VK. 30.02. Военным понравился бензиновый двигатель (дизель был в дефиците), мощная 75-мм пушка, и «шахматная» подвеска, вместо подвески Кристи, которую немцы считали устаревшей и ненадежной. А в 1943 году с конвейера сошел первый Sd.Kfz. 171 или Pz.Kpfw V «Panther», выпуск которой продолжался вплоть до 1945 года. Сегодня мы рассмотрим те немногие особенности и факты, которые связаны с этой боевой машиной
Самый тяжелый средний танк
Начнем, пожалуй, с классификации. «Пантера» считается средним танком, что может ввести в заблуждение. Почему машина в 44,8 тонн – средняя? Ведь советский Т-34 обладал боевой массой от 27 до 32 тонн, и тоже был средним!
Здесь все кроется в немецкой классификации, которая не брала массу в расчет. Причисление танка к определенному классу проходила за счет калибра орудия. И будь на «Пантере» 88-мм пушка, ее бы тоже назвали тяжелой.
Хотим как у русских!
Как уже говорилось, вдохновил создание нового немецкого танка советский Т-34. Главной инновацией харьковских инженеров стала наклонная броня. Изящное решение, которое позволяло сравнять защищенность новой машины с более тяжелыми и старыми танками. «Фокус» в том, что 45-мм бронелист под наклоном в 60 градусов эквивалентен вдвое большему прямому.
Более того, велика вероятность рикошета снаряда. Но как показали тестовые обстрелы Т-34, это работает до тех пор, пока калибр атакующего снаряда не превышает толщину брони. Немецки танк получил наклон лобовых листов в 55 градусов, но и толщина их была значительно выше – до 80 милиметров в верхней лобовой детали.
Хотя, был прототип и более похожий на советский танк. Прототип от Daimler-Benz, по сути, повторял советскую компоновку. Правда, за это его и отвергли: считалось, что велика вероятность поразить этот танк своими же орудиями, приняв за вражеский.
Любимый танк союзников
«Пантера» была третьйм по объему выпуска танком рейха после StuG III и PzKpfw IV. До конца 1945 года было выпущено 5976 машин. Неудивительно, что этому танку, в отличии «Тигра» чаще удавалось попадать в руки противника! В 1944 году, после высадки союзников в Нормандии, французское сопротивление стало достигать значительных успехов. В том же году партизаны смогли экспроприировать несколько «Пантер» у дивизии «Дас Райх», которые успешно использовали против бывших операторов. Уже после войны, французы укомплектовали свой 501 и 503 танковый полк танками PzKpfw V. Этому поспособствовало два фактора: во-первых, на французских улицах осталось множество брошенных танков в относительно комплектном состоянии. А во-вторых, на территории оккупированной Франции располагался центр по подготовке экипажей этих танков. Танк использовался французами до 1949 года, пока не закончился запас запчастей.
Но не французами едиными! Во время Варшавского восстания 1944 года, партизаны из батальона «Зоська» смогли завести две трофейных машины, которые успешно использовались в ходе восстания. Танки с собственными именами «Магда» и «Пудель» (Войско Польское) позволили повстанцам достичь определенных успехов. Правда, действовали они недолго – у одной машины вышли из строй воздушные фильтры, а аккумуляторы второй - разрядились. Тем не менее, именно немецкие танки в руках поляков помогли освободить концлагерь Генсиувка.
Французское орудие
Пожалуй, заблуждением будет считать, что боевой путь этих танков завершился в 1949 года, с последней французской «Пантерой». Первый послевоенный танк Франции, AMX-13, получил пушку CN-75-50, которая является незначительно модернизированной KwK 42 L\70 – той, что стояла на «Пантере»! Пушка SA-49 или CN-75-50 обладала достойными характеристиками даже для своего времени, а функции, возлагаемые на легкий танк, ей вполне по силам.
Это же орудие установили в израильские «Шерманы», которые после модернизации получили обозначение M51 Super Sherman.
Во второй части материала мы поговорим об иллюстрированном пособии к немецкому танку, о башнях «Пантер», которые защищали Берлин, и многом другом. Спасибо за внимание! Не переключайтесь.