По каким причинам средневековая женщина могла оказаться сидящей на королевском троне после собственной смерти? Изучаем вопрос по произведениям европейского изобразительного искусства, в том числе внезапно и с помощью картины Карла нашего Брюллова.
Итак, жила-была в 14 веке в Португалии красавица Инес де Кастро.
Работа была у нее тяжелая и связанная с профессиональным риском -- она была фрейлиной при королевском дворе. О чем предупреждали профсоюзы (страховка не распространяется), то и случилось -- она стала любовницей мужа своей работодательницы Педру Справедливого.
Ее возлюбленный Педру был только наследным принцем, а не королем, из-за чего в жизни Инес были постоянные проблемы. Папа его, король Афонсу IV, был еще жив, жил еще долго, и постоянно гнобил сына за связь с Инес, которая жутко бесила короля. Гнобил король и Инес. Все это происходило при португальском дворе, а женой принца была кастильская принцесса, и когда об нее вытирали ноги, могущественная Кастилия немножко обижалась -- королю Афонсу было неприятно.
Пока была жива жена принца, было еще ничего -- папа знал, что до настоящих глупостей влюбленный сын не докатится. Совсем худо стало, когда принцесса скончалась -- папа испугался, что овдовевший сын женится на Инес, и что-нибудь "случится" с его старшим внуком, законным сыном принцессы.
Потому что Инес тоже рожала -- трех мальчиков и девочку. А братья ее, став лучшими дружбанами принца, манипулировали им и подначивали на глупости и конфликты с отцом-королем.
Впрочем, ненавидеть девушку сына, лимитчицу без московской прописки и в/о -- это вполне стандартно; но Инес, видимо, была настолько невыносима и постоянно хамила, что король, пока сын уехал на рыбалку, как-то решил ее зарезать.
Вряд ли злой король заодно с Инес решил и убить ее детей, собственных внебрачных внуков, но рисуют обычно, как она, рыдающая, припадает к его ногам, умоляя о снисхождении, именно вместе с детьми.
На сей раз она вымолила прощение короля, но ненадолго.
Ее возлюбленный принц сопротивлялся приказам отца-короля снова жениться на какой-нибудь приличной принцессе, постоянно с ним ругался, а ночная кукушка все куковала и куковала. Афонсу пытался устроить любовникам раздельное проживание, заточив Инес в монастырь, но принца это не останавливало, и ссоры не утихали.
Наконец, папа-король отдал приказ убить Инес нафиг без права на аппеляцию.
Несколько сотрудников его ЧОПа отправились в монастырь, где ее держали под замком, и убили ее, предварительно отрубив ей голову.
Влюбленный принц оставался все таким же влюбленным, несмотря на 4 рожденных сожительницей детей (урок современным мужьям!), так что он очень обиделся на папу и даже начал немножко гражданскую войну. Но потом они с королем очень быстро и удачно помирились в связи с папиной смертью.
Принц стал королем Португалии под именем Педру I.
Гигиенические процедуры, предпринятые им позже, вначале выглядят логичными и вызывающими одобрение -- он нашел тех дворян, которых покойный папа послал убить Инес, добился их экстрадиции из Тайланда, и вырвал им сердце. Реально, не сам, конечно, с помощью специально обученного палача.
А дальше начинается такая "Португальская история ужасов".
Для начала Педру поклялся при всем честном народе, что они с покойницей Инес успели обвенчаться, следовательно, все их дети законные и могут наследовать трон, нет, свидетелей никаких не осталось, а ЗАГС с документами сгорел. Папа римский сказал, что не верит, и отказался признать бастардов законными. Но это дело житейское.
А вот потом, как гласит легенда, Педру велел эксгумировать тело Инес, прикрепить ей каким-то образом голову, затем облечь ее в царские одеяния, надеть корону и посадить на трон. Мол, любимая так хотела быть королевой, ну хоть сейчас посиди.
Потом он приказал придворным оказать ей все королевские почести, в частности, продемонстрировать верность, подходя вереницей и целуя ей руку.
Вот такая любовь, такая вот вечная молодость.
Для португальцев это величайшая любовная история ever, их "Ромео и Джульетта" практически. Тем более, что про нее вроде есть в их главной поэме "Лузиады" Камоэнса. А также знаменитая драма 1640 года "Царствовать после смерти" (Reinar después de morir), автор Luis Vélez de Guevara.
***
Подписывайтесь на мой телеграм-канал про искусство, у меня всегда весело и жизнерадостно.