Иллюстрация: Настя Мясникова, из статьи batenka.ru
«Цикличность протекания биполярного расстройства есть цикличность развития поп-музыки» — Михаил Куртов, «Музыка депрессивного сопротивления»
Друзья, тут будет много мата, дум о судьбах родины и хоррор-цитат из группы Кровосток.
Что такое современный рок-концерт? Это на 3/4 заполненный клуб, пять-семь сильных песен, которым по 15-25 лет, и слабенький призрак былого потенциала в новых синглах. В зале по углам рассасываются интеллигентные мужчины и женщины за 40, в центре тусуются те, кому за 30, на галерке покачиваются в такт странненькие одиночки за 20 (вероятно, медитируют).
Песенки в основном поются абстрактно-позитивные, про любовь, может быть, даже про несчастную, про прогулки, алкоголь, иногда про депрессию, иногда про Ашрам, но в целом чтобы все с хэппи-эндом (вспомним, что происходило 25 лет назад и поймем, что только тогда этим песенкам собственно и было место). Все сдержанно хлопают, с удовольствием танцуют, иногда даже подпевают, а в конце тихонечко расходятся по домам, оттягивая момент выхода за куртками, чтобы не создавать толпы.
26 апреля я была в Крокус Сити Холле на Мумий-Тролле, и хотя человек было тысяч 6, схема сохранилась.
А 28 апреля я пошла на Кровосток.
Куртов пишет, что наша психология очень тесно связана с социально-политической ситуацией в стране, и психополитически государства даже можно разделить на несколько типов, в частности, «свободно настроенные» и «расстроенные» (угадайте, где мы). Депрессивное состояние народа для политики крайне выгодно, так как депрессия это апатия и дезориентированность (тут типа Делез и Гваттари в подтексте спрятались такие и рожи корчат). Проще говоря, человек в депрессии не может взять в руки свою жизнь.
Так вот, цитата:
хотя для капиталистического государства психополитическая функция депрессии, по всей видимости, и состоит в том, чтобы ограждать „народ“ от попыток „устроить революцию“, однако в будущем (ретроспективно) может статься и так, что депрессивные субъекты просто-напросто берегли себя для этой самой революции, подобно солдатам, зачисленным в запас, или труженикам тыла в период войны („депрессивный резерв“).
...
Кислотный путинизм <...> маниакально жаждет представить дело так, будто изменение возможно и даже реально происходит (то есть как если бы шизофреническое сопротивление достигло своей цели), хотя на самом деле ничего не движется, а есть лишь длящаяся коррупция сердца, лишь сердечное окаменение Левиафана, искусственно поддерживаемого тактическими политтехнологическими ходами и препаратами для биорегенерации.
Ребят, я не буду в красках описывать впечатления от концерта, но скажу одно: парни, которые ходят на Кровосток, когда устанут, наконец, от «кислотного путинизма», не то что революцию могут устроить. Они могут устроить в стране реальный Кровосток.
Вообще феноменально, как и когда вся панк-тусовка переместилась в рэп. В моей школе классическое деление на тех, кто слушает рэп и тех, кто слушает рок, служило социальной стратификацией (неприкасаемые и элита, соответственно). Внезапно в роке остались только престарелые и странненькие. Вся творческая интеллигенция, вся молодежь и все быдло вместе и разом переехали в клан неприкасаемых и быстренько воздвигли на его месте Дубаи (благо, энергии за 18 лет «no future» накопилось изрядно). Стоит ли говорить, что в рэп-Дубаях стало бывать не то что не стыдно, но как-то даже и почетно.
Недавно я брала интервью у одного искусствоведа, Софьи Багдасаровой. Она ведет в жж бложик, где пишет про мифологические сюжеты на классических картинах (Караваджо, Рембрандт, вот это вот все). А под мифологическими сюжетами она понимает истории про некрофилов, людоедов, инцесты, зоофилию и расчлененку. В общем, блог ее страшно популярен, и историй накопилось на целую книжку.
Она мне сказала интересную вещь: «женская грудь гораздо красивее, если на ней кровь». Т.е. адреналин нам помогает острее воспринимать красоту, реальность, жизнь.
Так вот, Кровосток формулу знает. Ребята пишут гениальные тексты про Россию, да так, чтобы точно до всех дошло. А культурный код России — это чистейший адреналин, накапливаемый годами апатии, никакого будущего, никакого закона, никаких правил.
Как говорит солист группы по кличке Шило, цитируя строчку из своей песни, «"Россия — это холодец", потому, что нас всех тут в любой момент могут съесть».
Я не просил вот такого вот ада
Я просил светлую в небе звезду
А имею то, что имею
Чью-то прохладную секир-башку в доме
Голова незнакомца лет тридцати
И нихуя не известно кроме
(цитата из песни, в которой герой просыпается, идет завтракать, а на его кухонном столе лежит чья-то голова с ровным чистым срезом в пакете Дикси)
Конечно, Кровосток это еще и прикольная игра слов и много мата, что тоже добавляет адреналина и служит на пользу сюжету. Из статьи о русском мате лингвиста Юрия Левина:
Легко представить себе мир, описываемый [обсценной] лексикой...: мир, в котором крадут и обманывают, бьют и боятся, в котором „все расхищено, предано, продано", в котором падают, но не поднимаются, берут, но не дают, в котором либо работают до изнеможения, либо халтурят — но в любом случае относятся к работе, как и ко всему окружающему и всем окружающим, с отвращением либо с глубоким безразличием, — и все кончается тем, что приходит полный пиздец.
Дудь упорно пытается называть Кровосток блатняком все интервью с Шилом, но, блин, Юра, какой же это блатняк, когда это метамодерн.
Ты лежи там, Чебурашка, и не поднимайся
Шевели в земле ушами, нам оттуда улыбайся
Ну, а мы тут как-то сверху дальше поживём
Заебеним макарошек и сырочка в них натрём
(цитата из песни про трагическую смерть карлика-мафиози по кличке Чебурашка)
Справка: метамодерн это смешение модерна и постмодерна, низкого и высокого, серьезного и смешного, когда берется привычный всем элемент элитарной или массовой культуры (Чебурашка, например) и трансформируется в нечто новое, неожиданно сильно фрустрирующее. Ностальгия+ирония+серьезные мать его проблемы у нас, ребята, когда такие песенки у агрессивной молодежи в нашей стране заходят лучше всего.
Внутри меня доктора Мечникова простокваша
Расходится по организму полезной такой добротой
Ну а руки снаружи держат автомат Калашникова
Это чтоб дарить неспокойным уёбкам спокойный покой
Удобнее читать в другом месте?