Александр открыл для себя новую Англию – где нет знаменитых туманов и овсянки по утрам, и чтобы выкинуть окурок надо пройти несколько километров.
Я сменил девять отелей за девять дней.Тоже такой, своеобразный экстрим. Все они были разными внутри и снаружи, но одинаковыми, с точки зрения завтраков. Обычный шведский стол – мюсли, хлопья, молоко, яичница, сосиски и пережаренный бекон. Странно, но нигде не было знаменитой английской овсянки, вообще никаких каш. Я специально выучил, как на английском будет каша – поридж. Но официанты там либо никогда каши не пробовали, либо считают что каша, это все что жидкое и с молоком. Подхожу, спрашиваю «поридж». Она мне показывает на мюсли и молоко, типа сам делай. Говорю, это ж не каша, а она опять мне на них показывает, типа, что тебе еще нужно – бери и ешь свой поридж.
Я в принципе ничего против пляжного отдыха не имею, даже пару лет назад начал ездить на море. Но все‑таки лежать и ничего не делать это не для меня. Я люблю активный отдых, и, начиная с 2000 года, у нас собралась команда единомышленников. Так и сочетаем приятное с полезным, и отдыхаем и тимбилдинг.
Отдых у нас не только активный, но и экстримальный. Только не все этот экстрим могут заметить. Меня иногда спрашивают, ну и что такого в ваших походах? Вы же просто ходите и все. Да, ходим. Только проходим мы за светлое время дня километров по пятьдесят, и, причем, не прогулочным шагом, и не идеальными тротуарными дорожками. В этот раз по Англии мы шли 9 дней подряд. Выходили часов в девять утра, и в начале одиннадцатого только добирались до следующего отеля, чтобы переночевать. Это не экстрим разве? Нынешний поход вдоль Темзы полностью прошли всего четверо, а было нас 27 человек. А еще, в этом году, экстрима нам добавила туристическая компания. Ведь это был печально известный «Лабиринт». Вообще, мы с ним уже несколько лет работали, все было нормально. Наш тур выпал именно на тот момент, когда эта фирма грохнулась, в результате чего несколько наших отелей остались не проплаченными. Но, благодаря генеральному директору нашей компании, это проблема была решена, за что ему огромное спасибо.
Стартовали мы из Нью-Джерси, это полсотни километров от устья Темзы.И сначала даже обиделись на организаторов маршрута за то, что начали не от истоков реки. Но через пару дней поняли, что эти 50 километров были бы лишними. Хоть путь наш и пролегал вдоль Темзы, часто приходилось сворачивать куда‑то, где‑то тропа проходила через населенные пункты или какие‑то частные земли. Иногда натыкались на здания или стройки, которые, естественно, не были обозначены на картах, приходилось все это обходить. Заплутать там можно было очень даже легко. Поэтому везде установлены указатели для туристов. Шли мы с небольшими рюкзаками за плечами, весь остальной багаж перевозили из одного отеля в другой на автобусе. Те, кто устал, могли пропустить день похода и добраться до следующей гостиницы вместе с нашими чемоданами, а потом побыть обычными туристами: прогулки, экскурсии и т. д.
Все‑таки в Англии необычная, удивительная природа.Мы ни разу не встретили никакого пляжа на берегу Темзы, ни дикого, ни специально оборудованного. Вода в реке достаточно чистая, но никто не купается. Только стоят небольшие суденышки по берегам, но кажется, что они их используют вместо дач, а не как средство передвижения. Зато дикой птицы там просто огромное количество: утки, гуси, лебеди, цапли. Никто их не шугает и, тем более, не стреляет. Я однажды заметил стаю лебедей – красивые белые птицы с изогнутыми шеями, пейзаж был просто великолепным. Решил их сфотографировать. Но только стал доставать фотоаппарат и подходить ближе к берегу, как они меня заметили и всей стаей направились ко мне, наверное, подумали, что я их кормить собираюсь.
В первый же день мы почувствовали на себе невероятно быстро изменчивую английскую погоду – солнце, тучи, дождь, ветер. Буквально за пару минут ясное небо превратилось в одну черную тучу, начался ливень, да еще и с градом. Зонтиков у нас, понятное дело, не было. Только у Патрика, нашего проводника, был какой‑то купол, зонтом его сложно назвать, под которым мы прятались, прижавшись друг к другу. Кто‑то даже наше общее селфи умудрился сделать, только мне это фото до сих пор не скинули. А еще интересно то, что знаменитого густого тумана мы ни разу не встретили.
Следующий день словно поиздевался над нами. Дождем размыло тропу, было много грязи и она у них очень скользкая, на нашей легче устоять. Тридцать километров мы шли, хватаясь за растущую по краям тропы крапиву, чтобы не упасть. Дорога вымотала всех, многие ноги стерли до крови. И вот, доходим до города, кажется, что все, наконец‑то, мы сможем отдохнуть. Но не тут‑то было. Оказалось, что наша гостиница находится на другом конце города. Благо он небольшой и идти пришлось всего пять километров, но дались они нам с трудом. До номеров люди доходили в измученном состоянии и какого‑то серо-зеленого цвета. Переступив порог, супруга моя прямиком направилась к кровати и просто свалилась на нее. Мне, человеку, привыкшему к нагрузкам, было тяжело, а каково было ей вообще страшно представить. Я ей горжусь. Она прошла два дня без каких‑либо жалоб на трудности. В целом, она преодолела пять этапов из девяти, мало кто из женщин прошел столько же.
В один из дней пришлось идти через горы. Помню, увидели вдалеке горы, и кто‑то из наших сказал: вот сейчас туда нас дорога и заведет. Как в воду глядел. Мало того, там еще и через лес пробирались, чтобы выйти на тропу. Сначала мы шли группой, человек 12, но по пути часть людей решили бросить это дело и добраться до города на электричке – на маршруте встречались небольшие станции и населенные пункты. Осталось нас четверо, правда, потом оказалось, что еще две девушки с проводником Патриком следовали за нами. По дороге, кстати, встретился небольшой ящик с продуктами и запиской: «если хотите что‑то, напишите на бумажке и оставьте деньги, мы вам все принесем сюда». Судя по тому, что там уже было что‑то, услуга, видимо, пользуется спросом. Шли долго, уже темнеть начало. Остановились передохнуть в пабе. Заказываем эль и спрашиваем у женщины, сколько еще до города осталось. Судя по карте, совсем немного. Она говорит – минут 10, и через несколько секунд добавляет – на автомобиле. Я прикинул, навскидку получилось еще 2 часа пути. Мужики мне не поверили: ну о чем ты, какие два часа? Только в итоге до отеля добирались два с половиной часа.
За время путешествия убедился, что англичане как никто заботятся о чистоте окружающей природы и своем здоровье. Поразила чистота, хотя урн или каких‑то специальных мусорок очень мало. Можно, конечно, окурок в траву бросить, но там никто этого делает, и мне воспитание не позволяло так поступать.
Поэтому нес его до первого попавшегося водозаборного шлюза, у которого стояла урна. Первый мусор я увидел только на подходе к Лондону, и то это была банка из‑под какой‑то газировки. Заботятся местные и о своем здоровье. Очень много людей бегает или ездит на велосипедах. Причем и молодые, и в возрасте. Видели одну семью образцово-показательную: едет впереди женщина на велосипеде, сзади у нее прицеп с коляской с близняшками, за этой коляской едет девочка лет 6‑7, а за ней едет папа, у которого на багажнике пристегнут младенец, месяцев 8‑9. Просто поразила меня эта картина. У нас такого никогда не видел. А еще англичане всегда хорошо выглядят, там даже бездомные в костюмах ходят. У нас кто‑то даже сфотографировался с одним из таких.
Однажды я чуть не потерялся. Шли мы по какому‑то городку небольшому, смотрю, домик интересный стоит, зелень красивая. Остановился сфотографировать. Тут ко мне подбежала болонка, начала играться со мной, я наклонился погладить ее, поднимаю голову – нет никого из наших. Прохожу метров десять вперед – упираюсь в Темзу, тропы нет. Разворачиваюсь, смотрю ворота какие‑то, видно, что частный сектор. Думаю, ну ладно, мало ли где маршрут может проходить. Открываю, захожу аккуратно, смотрю, женщина в траве копошится, пропалывает что ли. Я у нее на ломаном английском спрашиваю – «Пятеро пипл не проходили?» – она плечами пожимает. Спрашиваю, есть ли какая‑то тропа рядом с Темзой – опять плечами пожимает. Вышел оттуда, думаю, что делать. Прошел от дома шагов пять и вижу узкий проход, случайно заметил его, и в нем вижу удаляющуюся фигуру в красной куртке – Марина, коллега моя.
Экскурсия по Виндзорскому замку была очень интересной.В Англии очень много всяких замков, они все красивые, но больше всех запомнился именно он. Есть там один зал, по периметру которого висят рыцарские гербы, но в некоторых местах просто белые пятна. Пустое место означает, что герб раньше был, но его сняли, потому что человек провинился или совершил преступление, и был лишен титула. И таких пятен там достаточно много. После экскурсии все разбрелись кто куда, и мы остались вдвоем с супругой. У нее с английским не очень, у меня вообще никак. Только бумажка с адресом отеля в кармане. Звоню нашим, чтоб узнать, как до отеля добраться. Говорят: спроси у местных полицейский участок, они тебе его покажут, а там отель недалеко. Подходим к молодой парочке в пабе. Извиняюсь, спрашиваю полис стэйшн. Они тут же достали свои планшеты, и давай карты смотреть. Крутили, вертели, не нашли – сорри. Ладно, еще у кого‑нибудь спросим. Нашли семейную пару постарше, спросили. Выводит женщина нас на улицу и начинает объяснять. Показывает на светофор, и потом на следующий, понимаю, что идти надо до следующего светофора. Продолжает рассказывать. Улавливаю знакомое слово «лефт» – налево, потом слышу «5 минут» и «райт». Пошли, куда сказали. Жена говорит, как ты понял? Ну а что непонятного: до следующего светофора, потом налево, 5 минут и отель.
Последний этап проходил в Лондоне. Город поразил большим количеством строек и тем, что там много людей разных национальностей. По маршруту нам встречались только местные, коренные жители. Побывав в Лондоне, узнал, что знаменитый красный почтовый ящик был придуман одним из рыцарей. К нему обращалось большое количество людей, и он распорядился сделать ящик, чтобы граждане могли изложить свои прошения письменно, а бумаги с этими прошениями складывали бы в специальный ящик, а он потом будет их доставать и читать.
Достопримечательностей в Лондоне не счесть, куда ни глянь, обязательно что‑то необычное и красивое будет. Вообще, интересная была поездка, но тяжелая. Иногда открывалось не только второе, но и третье дыхание. Но, главное, что все хорошо закончилось. Привез сувениры для родных и коллег, а еще пополнил свою коллекцию камней несколькими экземплярами из Темзы.
Александр Кузнецов