В тот вечер мы уезжали из монастырской обители Иоанна Предтечи. Провожая нас, настоятель монастыря, иеромонах Варфоломей стоял у ворот и молился. Пока наша машина медленно разворачивалась, я смотрел на батюшку, осенявшего нас крестным знамением, и почувствовал, что мое сердце охватило волнение. Совершенно неподвластное мне смятенное чувство все глубже проникало в мою душу. Наша машина удалялась от обители, а я все смотрел на молящегося священника. Чувствовало мое сердце, что в тайне молитвы иеромонаха было что-то спасительное для меня.
Мы благополучно добрались до города. И вот тут на одной из улиц попали в дорожную аварию. Машина, в которой мы ехали, на полном ходу неожиданно столкнулась с другим автомобилем. Я в последние секунды прошептал слова молитвы: «Господи, помилуй меня грешного…» А потом последовал сокрушительный удар. У меня было такое чувство, что проваливаюсь в страшную бездну. Когда я открыл глаза, то не поверил, что еще жив и от удара не вылетел из машины через лобовое стекло. Слава Богу, и мои спутники были живы. В салоне было много дыма. Из маршрутного такси, с которым мы столкнулись, выскакивали люди. Кто-то закричал, что наш автомобиль загорелся и сейчас взорвется. Собравшиеся неподалеку люди не скрывали своего удивления, что от такого сокрушительного удара мы остались живы.
Вскоре на место аварии приехал мой друг, глубоко верующий человек, доцент кафедры религиоведения Восточноукраинского университета, известный богослов и ученый В.И. Ильченко. Какое-то время Валерий Иванович в молитвенном молчании смотрел на искореженный от столкновения автомобиль, потом сказал мне: «Бог вас любит и сохранил вам жизнь». И я подумал, что Господь, допустив пережить мне гибельный ужас, тем самым показал, что моя жизнь совершенно мне не принадлежит. Ведь смерть стояла рядом. Но молитва иеромонаха Варфоломея дошла до Бога. Иначе в одно мгновение оборвались бы мои чувства, мысли, померкло сознание, погасла память. И я бы исчез с лица земли. Но тайна моей жизни и смерти в руках Божьих.
Куда идешь?
Моя жизнь много раз подвергалась смертельной опасности: и в детстве, и в юности, и в зрелые годы. Но Господь сохранил мне жизнь, чтобы я, духовно обретя веру, послужил Христу Спасителю. Долго я искал Живого Бога, совершил много грехов, потратил немало лет на суетное, мелкое, пустое, предавался ничтожным страстям. Но долготерпеливый, многомилостивый и любящий Господь вывел меня на дорогу покаяния. И вот теперь я с любовью строю христианский храм в своей душе. Этот труд духовного созидания доставляет моему сердцу радость. В этой радости моя любовь к Богу и ближним, и надежда на жизнь вечную в Царстве Небесном. И молю Бога, чтобы Он продлил мне жизнь, чтобы я, грешник, мог откровенно поделиться с людьми опытом покаяния, очищающего душу, возрождающего чистоту сердца.
Во время писательских встреч с людьми, в своих книгах и проповедях рассказываю, каким, порой, нелегким бывает путь человека к Богу. Я сам пришел к Господу через страдание. И многие наши современники прошли через отчаяние, горе, прежде чем обрели в своей душе Христа Спасителя. Почему страдания? Да потому что жизнь у нас греховная. А очищение от грехов без боли не обходится. Это как мучительная болезнь, после которой приходит долгожданное выздоровление. Но наши страдания не сравнить с теми, которые приходилось испытывать святым исповедникам Христовой веры. Они молитвенно страдали за грехи людей и всего мира. И я рассказываю людям о духовных подвигах мужественных подвижников.
Чем поразили людей первые христиане, как выстояли они в жесточайших реалиях жизни? Почему не стерла их с лица земли мощнейшая государственная машина Римской империи? Это были люди, способные любить тех, кто их ненавидел, любить гонителей, среди пыток молиться, чтобы Бог дал спасение мучителям. Но любить врагов не с тем, чтобы избежать их ненависти, а чтобы их обновила Божественная любовь, чтобы они поверили в Христа Спасителя. Возможно ли такое было на простом человеческом уровне? Нет. Только благодаря глубокой вере и силе Духа Святого, который поддерживал и укреплял христиан на жизненном пути. И более того, как гласит церковная история, многие палачи и гонители переходили на сторону христиан, уверовав в Живого Бога.
Со стороны римских императоров Церковь Христова претерпела десять кровавых гонений. При двух только правителях было замучено и погублено два миллиона верующих. Особенно страшные гонения обрушились на христиан при римском императоре Нероне. Тацит, бывший очевидцем этих событий, писал: «Огромное количество христиан было предано смерти и смерти унизительной: на одних надевали звериные шкуры, чтобы потом травить их собаками, других распинали на крестах, а вечером поджигали, и эти живые факелы светили всю ночь…» Сенека писал: «Среди огня и пыток я видел людей стонущих, но таких было мало. Большинство же улыбались молча и радость их была непритворной». Умирая, христиане призывали всю силу своей веры. На смерть они шли со словами: «Во имя Иисуса Христа!» Уверенные в том, что небесная истина, которую они проповедовали, зальет землю спасительным светом.
Как гласит церковное предание, апостол Петр, чтобы спасти Церковь Христову, по просьбе оставшихся в живых верующих, решился покинуть Рим. И вот на дороге произошла неожиданная встреча апостола с Христом. Изумленный Петр бросился на колени и сквозь слезы спросил: «Куда идешь, Господи?» И услышал ласковый голос Спасителя: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим на новое распятие». И тогда Петр вернулся в Рим. Старый, уставший, измученный апостол обрел новые силы для борьбы за утверждение Христовой истины. Он крестил тех, кто хотел омыться в живой спасительной воде. И об этом Генрих Сенкевич напишет в своем романе «Куда идешь?»: «Император купался в крови, Рим и весь языческий мир безумствовал. Но те, кому стало невмоготу от злодейства и безумия, кого унижали, чья жизнь была сплошным горем и рабством, все угнетенные, все опечаленные, все страждущие шли слушать дивную весть о Боге, из любви к людям отдавшем Себя на распятие, чтобы искупить их грехи. Найдя Бога, которого они могли любить, люди находили то, чего никому доселе не мог дать тогдашний мир – счастье любви. И Петр понял, что ни императору, ни всем его легионам не одолеть живой Христовой истины, что ни слезы, ни кровь не зальют, не погасят ее. Император Нерон вскоре будет низвергнут своими же подчиненными и убит. Его имя будет забыто в веках. А Христос Спаситель вот уже двадцать веков продолжает жить в сердцах людей».
Во все времена Господь помогал христианам мужественно, терпеливо и достойно преодолевать страдания. Потому что страдания связаны с борьбой. «Бог с диаволом борется, и поле битвы – сердца людей», - писал Ф.М. Достоевский.
В Азии жил монах Телемах. Однажды он почувствовал, что Господь хочет, чтобы он отправился в Рим. Во время молитвы Телемах ясно услышал указание Бога, и ему пришлось повиноваться. Через некоторое время он прибыл в столицу мира. Толпа привела его к колизею, где вот-вот должен был начаться бой гладиаторов. Толпа криками подбадривала людей, которые готовились убивать друг друга для ее, толпы, вящего удовольствия. Когда монах понял, что предстоит, он решил, что не может молча смотреть на это зрелище. И тогда он забрался на стену, идущую по периметру колизея и стал кричать: «Во имя Христа, остановитесь!»
Его никто не слышал. Бой начался. Тогда Телемах спустился по каменным ступеням и бросился на песчаный пол арены. Один гладиатор ударил его щитом по спине, и Телемах растянулся на песке. Толпа взревела от восторга. Но монах не собирался сдаваться. С криком «Во имя Христа, остановитесь!» он бросился наперерез гладиаторам, пытаясь остановить их. Толпа начала смеяться, полагая, что он тоже участник зрелища. Потом его броски по арене помешали одному из гладиаторов точно рассчитать удар, и противник успел увернуться. Разъяренная толпа, вопя и неистовствуя, стала требовать крови чужака. Гладиатор, которому монах помешал нанести удар, поднял меч и ударил Телемаха, разрезав его грудную клетку. Маленький монах еще раз успел крикнуть: «Во имя Христа, остановитесь!»
Песок окрасился кровью. И тут случилось нечто удивительное. Цирк замер в молчании и кто-то из верхнего ряда вдруг встал и вышел, за ним последовали остальные. Зрители разом начали уходить, и вскоре огромный стадион опустел. Конечно, тут сошлось несколько сил, но невинная фигурка в луже крови стала как бы центром сопротивления, и это был последний бой гладиаторов в римском колизее. Никогда больше люди не убивали друг друга для развлечения толпы на римской арене, как пишет в своей книге «Любить Бога» Чарльз Колсон, бывший специальный советник президента США. После нашумевшего на весь мир так называемого «Уотергейта», он находился несколько лет в тюрьме. Именно в это тяжелое для себя время Колсон открыл Христа и уверовал в Господа.
Молитва победила смерть
Тайна страданий христиан – это тайна приближения к Живому Богу. Те мучения, которые нельзя выдерживать на уровне человеческих возможностей, верующие преодолевают с Божьей помощью. Христиане знают, что на земле существует только два царства, два направления жизни: царство света и царство тьмы. На одной стороне Бог, на другой – диавол. Здесь – жизнь, там – смерть, здесь – любовь, там – ненависть, здесь – добро, там – злоба. Страдания испытывают нашу веру, развивают в нас стойкость, терпение, опытность и надежду. «Мы должны помнить, что после каждой скорби, каждой трагедии приходит момент, когда Бог дает нам новое понимание жизни, новую способность нести крест для того, чтобы другие могли ожить и тоже возрадоваться о Боге», - говорит митрополит Сурожский Антоний.
В первой половине минувшего века десятки тысяч верующих были замучены в тюрьмах и лагерях. Перед расстрелом многим из них предлагали: «Отрекись от Бога и сохранишь себе жизнь». Но верующие мужественно принимали смерть со словами: «За Христа!»
Среди тех, кто прошел ад лагеря смерти, был и протоиерей отец Арсений, в миру Петр Андреевич Стрельцов. В свое время он окончил Московский университет, получил известность как автор глубоких исследований по древней русской живописи и архитектуре. Мечтая посвятить свою жизнь Богу, отправился в Оптину пустынь и стал монахом. Потом принял сан и служил священником. Но грозное время ввергло отца Арсения в пучину страданий. Он оказался в лагере особого режима, где каждый день заключенные умирали от голода, холода и побоев. Выжить в тех страшных условиях было невозможно.
Однажды иеромонаха Арсения с еще одним заключенным, студентом Алексеем, отправили в карцер. Камера на двоих, с одним узким лежаком, вернее, доской шириной сантиметров сорок. Пол и стены были сплошь обиты листовым железом. Сама камера была шириной не более трех четвертей метра, длиной два метра. Сюда и втолкнули о. Арсения и студента Алексея. А мороз на улице около тридцати градусов. Заключенных ждала верная смерть. При таком морозе они должны были замерзнуть в камере часа через два. Вскоре руки и ноги у Алексея полностью окоченели. В оцепенении он ждал приближения смерти. И тут он услышал слова: «Господи Боже! Помилуй нас грешных…» - и полилась молитва, и в каждом слове была глубочайшая любовь, надежда, упование на милость Божию и незыблемая вера. Молитва, наполнив душу Алексея спокойствием, уводила от леденящего сердца страха. Алексей встал на колени рядом с о. Арсением и начал молиться. Было тепло, дышалось легко, радость жила в сердце. Алексей чувствовал, видел своей душой Бога.
Через двое суток открыли дверь карцера. На пороге стояли начальник особого лагеря, его заместители, врач. Они с изумлением смотрели на о. Арсения и Алексея. Тюремное начальство было уверено, что заключенные погибли от холода. И вдруг такое чудо, которое не поддавалось человеческому объяснению. «Чем согревались?» - спросил начальник лагеря. «Верой в Бога и молитвой», - ответил отец Арсений. Когда они вернулись в барак, то заключенные не верили своим глазам и говорили: «Ведь мы вас уже похоронили».
Подвиг священника
Люди в особом лагере стали свидетелями откровения тайны Божией. И, обреченные на мучительные страдания, они душой потянулись к священнику отцу Арсению. Начальник особого отдела лагеря, генерал, временно разжалованный в майоры, был переведен из столицы в этот лагерь. Он много и подолгу беседовал со священником. И однажды сказал иеромонаху: «Глядя на вас, вижу: есть Он – Бог».
Через много лет, выйдя на свободу, о. Арсений скажет: «Лагерь показал мне жизнь и людей по-другому, чем я когда-то знал их в условиях воли. Все обнажено, обострено до предела, мера страданий человеческих доведена до черты, ты обречен на смерть, медленную и мучительную, и все это сознают. И вот в это время мучительного долговременного умирания найти в себе человека, сохранить веру, помогать другим очень трудно. Но были такие люди, много было таких, которые именно в лагере, на грани мучительной смерти находили в себе столько духовных сил, что подражали мне. Эти люди научили меня в условиях лагеря понимать и находить Бога, показали великую силу веры, знание добра, человечности, духовного подвига. Они – эти люди – спасли меня от смерти, удержали от сомнений и уныний и дали возможность выжить в условиях лагеря».
Людям в лагере постепенно открывалась тайна веры о. Арсения, основанной на двух великих заповедях, которые провозгласил на земле Христос Спаситель: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего, как самого себя». И всей своей жизнью священник мужественно и достойно нес свет любви людям.
Однажды о. Арсений за веру был до полусмерти избит сотрудником особого отдела. Потом тот человек с удивлением смотрел на замученного им священника, глаза которого излучали силу и свет, никогда до этого не виденные палачом. И тот понял, что самое сокровенное в душе человеческой видят эти глаза и читают мысль человеческую.
В лагере смерти никто не выдерживал более двух лет. Каждый день в бараке умирали 3-5 заключенных. Обреченные люди понимали, что каждое мгновение жизни в лагере могло оказаться последним. В кромешном аду заключения царили ненависть, злоба, отчаяние, жестокость. От голода, холода, побоев люди теряли человеческий облик. И священник был необходим для многих. Отец Арсений незаметно входил в жизнь людей, помогая им, облегчая страдания. Примером своего отношения ко всему происходящему показывал, что даже жизнь в особом лагере не так страшна, если за тобой стоит Бог, к Которому всегда можно прибегнуть. И люди приходили к священнику на исповедь с таким грузом грехов, что леденела душа. Отец Арсений обладал редчайшим даром воспринимать чужое горе, как свое. Благодаря священнику многие не только спаслись от отчаяния, но и, будучи абсолютно далекими от Бога, обрели веру.
Среди таких был и уголовник Сазиков. Он долго присматривался к священнику, разговаривал с ним, пытаясь открыть для себя тайну веры. А потом пришел на исповедь к отцу Арсению. Трудно шла исповедь у Сазикова, его мучили сомнения, его душу раздирали противоречия, но шаг за шагом преступник каялся в своих грехах. Мучительным будет его путь к Богу, но преступник придет к вере через очищающее душу страдание.
В ссылках и лагерях иеромонах Арсений провел около тридцати лет. Из них восемнадцать в особом лагере смерти. И в кромешном аду заключения вера и молитва священника творили чудеса. Некоторое время назад вышла книга «Отец Арсений», в которой рассказывается о жизни и христианском подвиге иеромонаха. Книгу издали в России, США, Греции, Франции. Она составлена из воспоминаний и свидетельств реальных людей, спасенных о. Арсением от смерти и отчаяния, которые благодаря ему пришли к Богу, понесли свет Христовой истины в мир земной.
Любовь сильнее смерти!