Заброшенное здание на фотографии выше - ничто иное, как один из корпусов завода Sarkana Zvaigzne ("Красная Звезда") в Риге, производителя знаменитых и пользующихся огромной популярностью во всём СССР мопедов "Рига". Как и многие предприятия в государствах бывшего Союза, Sarkana Zvaigzne, лишившись огромного, непритязательного и стабильного рынка сбыта, выжить не смогла. Была приватизирована, обанкротилась и закрылась в 1998 году.
А ведь, кроме известных всем дорожных мопедов, завод выпускал еще и кроссовые мотоциклы и гоночные мотоциклы класса 50 см3 для шоссейно-кольцевых гонок. И это именно та техника, произведенная в СССР, которой можно гордиться.
История шоссейно-кольцевых мотоциклов началась в 1963 году, когда в простую легкую раму был установлен доработанный двигатель Ш-50, мотоцикл был оснащен 5-ступенчатой КПП.
Уже в 1964 завод представил модернизированный мотоцикл SZ-50, форсированный двигатель был способен выдать 6.8 л.с. и разогнать легкую 42 килограммовую машину до 105 км/ч
Один из самых удачных гоночных мотоциклов - Riga 9S был выпущен партией из 10 штук. Серпуховский двигатель ШК-50 выдавал 9,5 л.с., максимальная скорость машин выросла до 120 км/ч!
Относительно массовая (для гоночной модели) Riga 15S располагала двигателем ШК-54 в 12 л.с. и была выпущена 2мя партиями по 15 штук.
Начиная с 19й модели, представленной в 1979 развитие завода, как будто, замедлилось. Да, завод смог выпустить еще Riga 21S в 1982 году... в количестве одной штуки, а в 1983 из ворот завода вышли 3 мотоцикла с роторным двухцилиндровым двигателем с использованием Серпуховских компонентов.
Финал
В 90х Sarkana Zvaigzne мучилась и металась, пыталась договориться с нашим "Красным октябрём" (выпускающем в тот момент двигатели серии "Д") на предмет сотрудничества и совместного выпуска мопедов... К сожалению, ничего не получилось, завод закрыли.
Говорят, на месте части корпусов бывшего завода - торговые центры.
Но, товарищи, нельзя же только торговать и перепродавать.