Декаданс - культурный упадок в литературе и искусстве конца XIX— начала XX века, характеризующийся формализмом, индивидуализмом.
В это время стали называть в искусстве упадок вкуса, когда разгорелась дискуссия о старом и новом: о литературе, о писателях. Споры шли о том, что лучше античная литература (образцовая) или современная (отвечающая духу современности). Именно в этот период в Европе и употребляется слово декаданс.
Это слово также употребляется в середине XIX века. Начали переносить исследования Дарвина и других физиологов на литературу, общество, искусство, заговорили о вырождении человеческого биологического вида и конце человеческой цивилизации. Эти идеи получили название «социал-дарвинизма».
Э. Золя в своей статье «Что я ненавижу» (1866) пишет: «Мой вкус, если хотите, испорчен. Я люблю чересчур острое литературное рагу: произведения декаданса, для которых свойственна болезненная чувствительность, а не крепкое здоровье классических эпох. Я принадлежу своему времени.»
Французский поэт Т. Готье издаст сборники стихов Бодлера («Цветы зла»), которые во многом определят идеологию и психологию декаданса.
«Сочинитель «Цветов зла» то, что называют декаденским стилем, есть искусство, которое дошло до такой степени зрелости, которой достигают на закате состарившейся цивилизации,» - говорит Т. Готье в своем предисловии к сборнику.
Декаданс – это старость, закат европейской цивилизации, т.е. - зрелость и мудрость. Художники слова выражают это время. К концу века эти настроения упадка, близкого конца цивилизации усилились. Казалось, что очень важное произойдет, и творчество писателей, у которых доминировали настроения упадка, ощущения близкой смерти и стали называть декаденскими.
Леконт де Лиль считал, что городская цивилизация сойдет на нет (образ травы, прорастающей сквозь асфальт), на месте городов будут расти леса, а затем вся планета погибнет в космической вспышке.
Эсхатология (от греч. eschatos последний, конечный и logos – учение) – учение о последних вещах: о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. Различается индивидуальная эсхатология, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная – учение о цели космоса и истории и их конце.
Становиться популярная тема упадка Римскоцй империи( образ Юлиана Отступника). Эту культуру, по мнению других, могут и погубить варвары. Внешние и внутренние варвары угрожали цивилизации. События Парижской коммуны (обрушение Вандомской колонны, поджог Лувра).
Г. Флобер пишет Тургеневу: « Меня угнетает состояние общества... Я чувствую, как поднимается откуда-то снизу неодолимое варварство. Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости, но окружающее ее море дерьма поднимается все выше, волны бьют о ее стены с такой силой, что она вот-вот рухнет». Речь здесь идет не о политике, а об умственном состоянии Франции.
Россия в кругу европейских государств могла считать себя достаточно молодой цивилизацией. Русские поэты чувствуют что-то похожее.
Поэт и философ Владимир Соловьев гибель цивилизации видит не в пришествии русского бунта, а в агрессивном движении с Востока. В своем стихотворении «Панмонголизм» он пишет:
Панмонголизм! Хоть слово дико,
Но мне ласкает слух оно,
Как бы предвестием великой
Судьбины божией полно.
Когда в растленной Византии
Остыл божественный алтарь
И отреклися от Мессии
Иерей и князь, народ и царь,-
Тогда он поднял от Востока
Народ безвестный и чужой,
И под орудьем тяжким рока
Во прах склонился Рим второй.
Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И всё твердят льстецы России:
Ты - третий Рим, ты - третий Рим.
Революция близка.'
Мережковский – родоначальник русского символизма - назовет нового героя «грядущим хамом».
Для русских представителей декаданса не существует истин и моральных обязательств. Истин много, значит, и морали много. Декадансы – это люди, которые считают, что разделение добра и зла не существует (Ницше «По ту сторону добра»).
Эстетизм, имморализм, пессимизм, индивидуализм составляют философию и психологию декаданса. Для искусства этот период словно взлет. Декаданс – это упадок общественного сознания, но не искусства.
Немецкий философ О. Шпенглер в книге «Закат Европы» находится на витке гибели.