Каждому известно, что Россия ну никак не сможет обойтись без таких украшений чемпионата мира, как неточные передачи Делли Алли на 3 метра в адрес Харри Кейна, или удары по воротам Рахима Стерлинга из вратарской площади, мяч после которых будет оказываться у углового флажка, - пишет в качестве пролога для своей статьи корреспондент британского издания «Independent» Мэттью Норман.
Чтобы прочувствовать всю серьезность российского шпионского кризиса, подумайте-ка вот над чем: он заставил Бориса Джонсона несколько сбиться с толку.
Как правило, министр иностранных дел представляет собой самого надежного из всех возможных дипломатов. Будь то цитирование колонизаторской, высмеивающей Будду поэзии в буддистских храмах Мьянмы, или намеки на то, что британские подданные, по недоразумению попавшие в плен, занимались сомнительными вещами в Иране, никто не способен изъясняться лучше него.
Тем не менее, покушения на Сергея Скрипаля и его дочь Юлию в Солсбери заставили Бориса запутаться в отношении того, как лучше на все это ответить.
Вне всякого сомнения, он хочет, чтобы Британия отнеслась к России со всей строгостью, при условии, что за этими покушениями стоит Кремль. Нам это известно, потому что кто-то (будто нужно быть Джорджем Смайли, чтобы осмелиться предположить, кто это сделал) обнародовал кусочек записи с заседания кабинета министров, во время которого приверженец жесткой линии Борис давит на слащавую Терезу Мэй с тем, чтобы она проявила бескомпромиссность.
Если при этом она, как сообщается, попросила его замолкнуть, вряд ли этому стоит удивляться. Их взаимоотношения напрямую смоделированы с взаимоотношений товарищей Чувака по боулингу из кинофильма «Большой Лебовски». Каждый раз, когда герой Стива Бушеми Донни открывает рот, Уолтер, которого играет Джон Гудмен, кричит: «Заткнись, Донни, ты не в теме».
Но, действительно, в теме ли Борис, в кои то веки, если считает летний чемпионат мира мерой воздействия в международных отношениях? «Если Кремль стоит за событиями в Солсбери, - сказал он членам парламента, - тогда сложно представить, как все может пройти нормально… для представителей Соединенного Королевства на турнире».
Неразбериха последовала, когда позже он заявил, что под всем этим он подразумевал бойкот со стороны официальных лиц и крупных государственных деятелей. Неплохая идея. Действительно, лишение церемонии открытия напыщенных тупиц из Футбольной ассоциации Англии, или даже принца Уильяма, будет сродни контрудару по экспорту спонсированных государством заказных убийств в пиццериях Уилтшира.
Но если первоначальная идея Бориса заключалась в том, чтобы не отправлять туда сборную Англии, то ему нужно развернуться на 180 градусов, отъехать назад и остановиться там, где он начал. Ничто, просто вообще ничто, не напугает Москву больше, чем упоминание о том, что чемпионат мира может пройти без Англии.
Если правительство ясно даст понять возможность исполнения данной угрозы, Путин тотчас сознается в причастности к «делу Солсбери» и пообещает никогда больше не шалить. Он осознает, что потеря национальной команды, которая была так близка к тому, чтобы перевести матч с Исландией в овертайм на ЕВРО-2016, просто уничтожит мировой футбол до основания.
Это разожжет протесты против Путина на улицах Владивостока и Екатеринбурга. Он просто не может позволить себе этого тотчас после президентских выборов, в которых Влад соревновался с каким-то другом семьи, который не очень-то хотел перебираться через 5%-ный барьер.
Россия, возможно, и является загадкой, упакованной в тайну в облаке загадочного нервнопаралитического газа, но всем известно, что есть три вещи, без которых русским людям попросту не выжить. Водка. Меховые шапки и зима. А еще неточные передачи Делли Алли на 3 метра в адрес Харри Кейна, или удары по воротам Рахима Стерлинга из вратарской площади, мяч после которых будет оказываться у углового флажка.
Неудивительно, в таком случае, что член парламента от лейбористов Крис Брайант, глава британской межпартийной парламентской группы по России, продвигает идею бойкота, дабы Путин не мог использовать чемпионат мира так, как Гитлер использовал Олимпийские игры в Берлине. «Путин любит пользоваться такими моментами ради прославления России», - объясняет он. – Это будет как 1936-й год заново».
Ничто не подрывает силу аргумента так сильно, как отсылка к Гитлеру ради сравнения, особенно в контексте России, борьба которой с нацистской Германией обошлась ей неизмеримо дороже, чем любой другой стране.
Наверное, он сомневается, что в составе команды Гарета Саутгейта есть свой Джесси Оуэнс, а это беспощадно несправедливое предположение, если учесть наличие в сборной таких гигантов спорта как Фил Джонс или Райан Бертран.
Если Брайант и делает одну ошибку, то заключается она в игнорировании того факта, что Игры-1936 так и не стали пропагандистским успехом ради воплощения в жизнь всех самых безумных мечтаний фюрера. Несмотря на это, он прав в своем призыве к бойкоту. Сами наши принципы (по которым мы никогда не миримся с недемократичными, авторитарными правительствами, которые вмешиваются в дела независимых стран) уже являются достаточным основанием для этого. Какой смысл прессовать саудовцев за их военные действия в отношении Йемена путем продажи им оружия и расшаркивания перед их наследным принцем, если мы не можем проявлять такую же жесткость в отношении России?
Но есть и практические соображения. Эксперт по России Эдвард Лукас сказал Джереми Вайну на «Radio 2», что, если Англия поедет туда, образцы мочи футболистов могут подтасовать, дабы обвинить их в употреблении допинга, или же им могут подмешать какие-нибудь препараты, дабы «замедлить их». Нельзя не предположить, что Лукас не слишком пристально следит за нашими парнями, если считает, что России может понадобиться сделать их еще более вялыми. Даже искусственная кома здесь не поможет.
Люди в России, без сомнения, обладают удивительным терпением, но они никак не вынесут домашнего чемпионата мира без голиафа, который зацементировал за собой статус суперфутбольной страны на прошлом чемпионате мира, уступив в двух матчах и добившись нулевой ничьей с Коста-Рикой в третьем.
И не думайте, что Путин не вздрагивает при мысли о том, что Борис может ему сделать. В знак почтения и уважения Кремля, российское государственное телевидение при малейшем намеке на бойкот непрерывно крутит его геройства на зип-лайне во время Олимпийских игр-2012.