Найти в Дзене

Франц Легар и его благородные оперетты. 148 лет со дня рождения композитора

Оглавление
Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…
Франц Легар

Франц Легар, сын военного капельмейстера Франца Легара и его жены венгерки Христины Нейбрандт, родился 30 апреля 1870 года в венгерском городке Комморне (ныне Словакия). Сейчас он разделен на две части – венгерскую и словацкую, но в то время это была территория Австро-Венгрии, а в городе жили люди разных национальностей. В семействе военного капельмейстера, в котором Франц был старшим сыном, говорили по-венгерски, но в роду были и немцы и славяне. Таким же интернациональным был и музыкальный быт города. Музыкальные впечатления Франца расширялись благодаря тому, что он сопровождал отца в гастрольных поездках. Он жадно впитывал музыкальные интонации многочисленных народов, населявших Австро-Венгрию, и в будущем это определило богатство его музыкального языка: что-то родное для себя слышали в музыке Легара и чехи, и венгры, и словаки. Франц был очень работящим и одаренным ребенком – уже в пять лет он прекрасно знал ноты и хорошо играл на фортепиано.
В 1882 году Легар успешно выдержал довольно трудный экзамен в Пражскую консерваторию. Франц стал учеником профессора Ферстера по теории музыки и директора Беневитца по классу скрипки.
На старших курсах консерватории директор Беневитц познакомил его с Антонином Дворжаком, шестнадцатилетний юноша и семидесятилетний маститый композитор сблизились. Дворжак сыграл юному другу несколько своих новых композиций. Легар рискнул и, замирая от волнения, показал Дворжаку свои. Это были две сонаты, скерцо и каприччио. Дворжак просмотрел их очень внимательно. «Недурно, совсем недурно», — бормотал он. Дойдя до конца последней сонаты, он положил рукопись на стол и веско произнес: «Повесь скрипку на гвоздь и будь композитором!» Легар, давно уже бравший тайком частные уроки композиции у профессора 3. Фибиха, был окрылен. Он твердо решил бросить консерваторию и заниматься только у Фибиха.

-2

В это же время ему представилась возможность поступать в музыкальный театр в Бармен-Эльберфельде первым скрипачом-концертмейстером, на жалованье 150 марок в месяц. Легар считал Бармен-Эльберфельд школой жизни, показавшей ему театр изнутри. Но интенсивная работа не позволяла сочинять. Громадная нагрузка не окупалась маленьким жалованьем и он устраивается помощником дирижера в оркестре, который возглавлял его отец, а в двадцатилетнем возрасте отправился в Лошонц, где стал военным капельмейстером (музыкальная история Австрии еще не знала столь молодых капельмейстеров). В те же годы он создает свои первые произведения – вальсы, марши, песни, работал над двумя операми – «Родриго» и «Кирасир», но не завершил их. Первым законченным и поставленным сценическим сочинением Легара стала опера «Кукушка», повествующая о судьбе русского политического ссыльного и его возлюбленной. Грандиозного успеха не было, но дебют композитора был замечен. Легар начал еще больше писать музыку для театра.

1 ноября 1899 года Легар переехал в Вену — столицу Австро-Венгрии и мировой оперетты, — пока в качестве капельмейстера 26-го пехотного полка. Когда его полк должны были перевести из Вены, он, не задумываясь, объявил командиру, что остается в Вене и навсегда покидает военную службу. Шел 1902 год. В тот же год он обращается к жанру оперетты - его первыми опытами стали «Решетник» и «Венские женщины». Первая "дебютировала" в «Карлтеатре», вторая – в театре «Ан дер Вин». Критики клеймили их как «чуждый и неприятный элемент», но публика оценила их красочность по достоинству. Сам Легар относился к жанру оперетты с должной холодностью. Легар утверждал, что до 32-х лет никогда не видел ни одной оперетты, пока не посмотрел премьеру своей собственной - "Венки". Следующие две его оперетты тоже особого успеха не имели, но дальше...

-3

Дальше свет увидел «Веселую вдову», созданную в 1905 г..
Она принесла ему мировую славу, её ставят по всему миру. В течение трех с половиной лет с момента своей премьеры, "Веселая вдова" перевалила за отметку более чем 18 000 спектаклей по всей Германии, Англии и Америке. Спустя 20 лет аудитория уже насчитывала миллионы. Примечательно, что "Веселую вдову" показали даже в Родезии (Зимбабве) и Китае.

Забавно, что до последнего момента директор театра «Ан дер Вин» Карчаг настаивал на том, что музыка «Веселой вдовы» — это «никакая не музыка», премьеру ждет провал. Репетиции оперетты шли по ночам. Декорации были составлены из фрагментов оформления других оперетт, не было сшито ни одного костюма. Для участников бала в посольстве Карчаг разрешил взять туалеты из «Гейши». Перед самой премьерой директор предложил Легару отказаться от нее, получив некоторое вознаграждение, «лишь бы не позорить театр». Легар вначале согласился; к счастью, исполнители главных ролей, Мицци Гюнтер и Карл Тройман, уговорили его не сдаваться: «Коли все уже потеряно, хоть раз, но сыграем».
Потом случилась премьера.
Уже первый акт оперетты потряс зрителей, аплодисментам не было конца, после второго акта разразилась овация, неслыханная даже в «Ан дер Вин», публика потребовала выхода авторов, и на сцену вместе с Легаром и актерами вышел раскланиваться улыбавшийся Карчаг — поистине опереточная ситуация. Легар победил: «Веселая вдова» покорила мир.

«Фольклор против рафинированности, музыкальная наивность против сверхкультуры, экзотика против венского элемента. И все это смешано в едином новом, незнакомо переливающемся общем тоне, который завоевал весь мир» (Э Дечей). «Мерцающее, тремолирующее облачение в духе Пуччини пронизывает мелодические находки… Даже немузыкальным людям дарует эта музыка чувство мелодии», — писал биограф Легара С. Чех.

Эти отзывы дают представление о восприятии музыки Легара его соотечественниками и современниками, воспитанными на старой опереточной школе.

«С „Веселой вдовой“, — писал Легар через несколько лет, — я нашел свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях… Направление, которое взяла современная оперетта, зависит от направления времени, публики, от всех изменившихся общественных отношений. Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен

Интересная история связана с главным номером оперетты - "Lippen schweigen" (или "Вальс из "Веселой вдовы"). Мало кто знает, но он не был частью спектакля до тех пор, "пока их число не перевалило за сто". Вальс существовал в виде оркестрового фрагмента. На первых представлениях оперетты публика неизменно требовала повторения вальса, и создатели поспешили заполнить нишу, переделали его в песню, подогнав слова.

Благодаря своей свежести, изобретательности и великолепию оркестровой партитуры "Веселая вдова" открыла новую эпоху в истории венской оперетты. Легар упивался пришедшей к нему, наконец, славой — настоящей, мировой славой, со всеми ее последствиями. В таком же духе выдержан другой признанный шедевр Легара – «Граф Люксембург», написанный в 1909 г. В опереттах Легара сформировались многие черты оперетты, которые были развиты Кальманом и стали неотъемлемыми признаками жанра: значительная роль танца, наличие каскадной пары («субретки и простака»), оттеняющей образы лирических героев. Дальше следовали новые громкие успехи - оперетта «Княжеское дитя» и оперетта «Цыганская любовь». За три десятилетия позже "Веселой вдовы" Легар всего сочинил 19 оперетт. 30 апреля 1930 года вся Европа отмечала 60-летие Легара. Это был апогей его всемирной славы. По всей Австрии, в театрах и по радио, с 8 до 9 часов вечера исполнялась только его музыка. Легару было уже за пятьдесят, когда началось его сотрудничество с Р.Таубером, лучшим тенором Германии. В результате появились такие удачные оперетты, как Паганини (1925), Царевич (1927), Фридерика (1928), Страна улыбок (Das Land des Lchelns, 1929), Как прекрасен мир! (Schn ist die Welt, 1931) и, в конце концов, окончательный опус Легара – "Джудитта", поставленный в 1934 в Венской опере.

-4

После «Джудитты» (1934) Легар отошёл от композиции и занялся издательским делом, основав музыкальное издательство «Glocken-Verlag». Дальше была фашистская оккупация Австрии, но 68-летний Легар остался в Вене, даже не смотря на то, что его оперетты совершенно не соответствовали нацистским стандартам. Ему стоило невероятных трудов спасти от репрессий свою жену-еврейку Софию - удалось это лишь благодаря огромной популярности его музыки. Но его друзья и либреттисты Фриц Грюнбаум и Фриц Лёнер погибли в концлагерях, а многие из близких друзей, включая Таубера, были вынуждены эмигрировать. Сам Легар не пострадал - некоторые нацистские лидеры высоко ценили его музыку; он даже получил ряд новых наград и почестей к 70-летию (1940).
75-летие (30 апреля 1945 года) Легар встретил в обществе американских солдат, просивших у него автографы.
По окончании войны Легар уехал к Тауберу в Швейцарию, где прожил 2 года. Однако семь лет нацистского кошмара не прошли бесследно для Софии - в 1947 году она умерла. Сам Легар тяжело переживал смерть своей любимой женщины и тяжкие годы без друзей. Он вернулся в свой дом в Бад Ишле, где вскоре умер, пережив жену всего на год. Могила его находится там же.
Свой дом в Бад Ишле он завещал городу; там сейчас музей Франца Легара.
В честь Легара названы улица в Комарно и театр в Бад Ишле. Его оперетты стали мировой классикой и неоднократно экранизировались в разных странах. Арии из оперетт Легара занимают достойное место в репертуаре лучших певцов и певиц мира: Николая Гедды, Элизабет Шварцкопф, Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и многих других.

-5

Крупнейший композитор венской оперетты. «Он не имеет ни прямых предшественников, ни преемников». Либреттист Пауль Кнеплер писал:
«Существуют три вида музыкальной драмы: опера, оперетта и Легар».

Увидеть величайшее творение композитора - оперетту "Веселая вдова" можно и в Саратовском академическом театре оперы и балета.
Ближайший показ пройдет 3 мая, в 18:00.
Спектакль изобилует комичными ситуациями, забавными перипетиями, любовной путаницей. Бурлеск и ирония, грезы и откровенная сатира — все это составляющие стиля спектакля. Смелость сценического решения в том, что художник как бы раздвигает пространство сцены. Ганна Главари прилетает и улетает на воздушном шаре. Костюмы спектакля составляют яркую композицию, которая в свою очередь, и весь характер спектакля, напоминающий представление в варьете.

Купить билет онлайн: https://saratov.kassy.ru/event/2073/order/

-6