Во флорентийском Палаццо Строцци до конца августа можно будет скатиться с 20-метровой горки. Непривычный для старинного дворца «экспонат» построил современный художник Карстен Хёллер. И его же гигантские мухоморы появились в одном из залов «Башни» — нового пространства фонда Prada в Милане. Рассказываем, как биология повлияла на искусство Хёллера, и какое условие художника нужно выполнить, чтобы скатиться с его горки.
— Сегодня Карстена Хеллера называют гуру интерактивных инсталляций. Но в начале своего пути художник был далек от искусства. Хеллер изучал фитопатологию, агрономическую энтомологию и прочие биологические дисциплины, а предметом его пристального внимания долгое время были насекомые. Будущий художник защитил диссертацию, посвященную воздействию на них запахов. И уже создавая арт-объекты, продолжал вплоть до 1994 года заниматься энтомологией.
— Искусством Карстен Хёллер начал заниматься в конце 80-х — начале 90-х годов. И вскоре прославился своими масштабными инсталляциями, представляющими различные устройства и механизмы. Большинство из них требуют участия зрителей, поэтому имя Хёллера прочно связывают с так называемой «эстетикой взаимодействия». Между 1990 и 1994 годами художник работал с темой безопасности, но безопасности мнимой. Тогда он создал серию Killing children. Одна из входивших в нее инсталляций — «220 Volts» — представляла собой шнур с вилкой, лежащий поблизости от розетки и окруженный конфетами.
— Еще одно увлечение Карстена Хёллера — парки аттракционов. Его визитной карточкой стали спиралевидные горки, подобные той, что появилась в палаццо Строцци во Флоренции.
Сам Хёллер рассказывал, что идею создания горок ему навеял дом престарелых. «Каждый день по дороге в школу я проходил мимо большого здания в центре парка — дома престарелых. Серебристые скаты спускались с верхнего этажа прямо до земли, это были такие пожарные лестницы. И я подумал, что можно разработать подобные горки для любого количества других целей».
— Одну из своих самых знаменитых и длинных горок, получившую название «Испытательная площадка», Хеллер построил в 2006 году в Турбинном зале Tate Modern. Ее длина составила 55,5 метров, уклон — 30 градусов, а изгибы горки «проходили» сквозь перекрытия между этажами.
Некоторые критики окрестили инсталляцию Хёллера «ярмарочным аттракционом», а тогдашний директор музея Tate Николас Серота, напротив, сравнил ее с «великим произведением искусства». Сам Хёллер, представляя работу, рассказал, что уверен, если бы люди каждый день скатывались с горок, это могло бы глубоко изменить их жизнь.
— Карстен Хеллер признавался, что горки также «выявляют счастью». «Когда люди спускаются, они часто кричат от чистой радости», — отмечал художник. То, как это самое счастье будет влиять на растения, Хёллер решил исследовать в Палаццо Строцци. Условие, при котором зрителям разрешат съехать с горки, — взять в руки горшок с комнатным растением, например, фиалкой.
После спуска с 20-метровой высоты растения будут отправлять в лабораторию. Цель исследования, которое Хеллер проведет вместе с итальянским нейробиологом Стефано Манкусо, — выяснить, как человеческие эмоции влияют на растения.
— Еще один атрибут парков аттракционов — карусели. В 2005 году в Массачусетском музее современного искусства прошла выставка Хеллера «Парк развлечений». Одним из ее экспонатов стала «Зеркальная карусель», вращавшаяся на крайне медленной скорости. По задумке художника, катание на карусели давало созерцательный и даже меланхоличный опыт. Каждый круг события повторялись, что подчеркивало цикличность момента и всей жизни.
— В 2010 году выставка Карстена Хёллера прошла в Москве в музее «Гараж». Она называлась «Гигантские трехчастные грибы». В залах культурной институции установили трехмерные арт-объекты высотой от 1 до 2,5 метров.
Половина каждого из них состояла из подвида галлюциногенного и ядовитого мухомора, в другая — из двух случайно выбранных грибов в соответствующем масштабе. Хёллер интересовался грибами с точки зрения их феноменальных психотропных способностей. Художник отмечал, что они оказывали влияние на человечество через шаманство еще задолго до появления господствующих сегодня религий.
— Грибы Хёллера появились и в новом пространстве Fondazione Prada в Милане, которое открылось в конце апреля. Девятиэтажное строение получило название «Башня» и было спроектировано голландцем Ремом Колхасом. Стоит вспомнить, что в фонде Prada гигантские вращающиеся мухоморы художника уже выставлялись. В 2000 году Хеллер представил здесь инсталляцию Upside Down Mushroom Room.
Грибы тогда свисали с потолка и символизировали «истинную реальность». Художник хотел показать зрителю, что именно таким — вверх ногами — человек изначально видит мир вокруг себя, после чего мозг «переворачивает» картинку.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!