В то время как любители мистификаций размышляют над новыми скандальными проектами связанными с цивилизацией Майя, после того как календарь уже не актуален, учёные идут более сложным путём, изучая эту культуру материальными способами. В опубликованных данных, группа исследователей на базе изотопного анализа изучала торговые отношения и взаимоотношения с животными жителей бывшего города цивилизации Майя Сейбаль в Гватемале. Город Сейбаль расположен на обоих берегах реки Ла-Пасьон, на юге провинции Петен в Гватемале и имеет почти 3-х тысячелетнюю историю. Потому как центральные строения на главной площади города датируются 1000-м годом до нашей эры. Хотя город был населён лишь до 950 года нашей эры, а наибольшее количество жителей в городе было с 350 г. до н.э. по 175 г. н. э. и с 600 по 810 г. н. э. В эти периоды город населяло до 10 тыс. жителей. В других городах мира интенсивно одомашнивались животные и велось сельское хозяйство с целью прокормить такую ораву городских жителей. Но в Мезоамерике, всё больше данных указывает на то, что разведение в неволе животных и торговля ими напрямую связана с проявлениями политической и социальной силы. Что-то на подобие "разведения земляных яблоков" в России, многие догадались, что речь идёт о картошке. Кстати, небольшое информационно-познавательное отклонение: в Перу у инков, в дневном календаре, время измерялось количеством, которое нужно было для приготовления картофеля, что по нашему времени совпадало с часом. А в Боливии индейцы могли с ним ещё и поговорить перед едой, считая картофель одушевлённым существом.
Для того, чтобы лучше понять роль животных во времена Майя, учёные исследовали изотопы углерода, азота, кислорода и стронция. Потому как изотопы углерода и азота в костном коллагене могут указывать на то, чем питались животные. А именно лесной или домашней пищей, на основе кукурузы, к примеру, а соответственно удерживались ли они в неволе. В свою очередь, по изотопам стронция и кислорода, учёные определяли, были ли животные перемещены из других мест. Останки десятка собак, индюков и даже один крупный представитель из семейства кошачьих, согласно изотопным анализам, питались на основе диеты, связанной с кукурузой. Датировка указывает на то, что собаки были одомашнены культурой Майя от 450 до 300 года до нашей эры. А это самые ранние даты для одомашненных животных у культуры Майя.
Индейки же появляются около 175 года до н. э. Поэтому вполне возможно, что собак до этого разводили не только в ритуальных, охотничьих и хозяйственных целях, но и для еды. Что подтверждают более ранние исследования 1994 года в других районах Майя Куэлло и Белиз. В котором подтверждено, что собак убивали и съедали после первого года жизни. Кстати после начала выращивания индеек, кости собак почти не встречаются, что может свидетельствовать о том, что в Сейбале, сменились кулинарные предпочтения в пользу индеек.
Однако собак использовали не только в хозяйственных и кулинарных целях, также были найдены останки собак, датируемые 400-м и 300-м годами до н.э. И которые были перемещены в Сейбаль за 100 км. от гватемальского высокогорья, согласно изотопам стронция. А захоронены они были возле большой пирамиды на центральной площади. Что свидетельствует о их использовании в культовых целях. Кстати помимо собак, перемещали и других животных, включая тапиров, о чём свидетельствует найденный зуб, а анализ показал, что животное выросло в другой местности. Существует множество артефактов, указывающих на торговые связи Майя, включая и декоративные изделия. Кошек около 450-350 года до нашей эры, возможно также выращивали в церемониальных целях. У Майя часто можно встретить изображения с участием представителей кошачьих и членов королевских семей. Однако представители культуры Майя не переставали охотиться и на диких животных, о чём свидетельствуют останки тапиров, кабанов и оленей, которые росли в дикой среде.
Помимо этого, были найдены останки кабанов, живших близ города в Классический период от 175 до 950 года н.э. и которые питались кукурузой, но точно нельзя определить, были ли они одомашнены или просто приловчились воровать кукурузу с полей.
В целом исследование демонстрирует, что Майя перемещали и одомашнивали животных намного раньше, чем считалось ранее. Скорее всего первые торговые отношения с участием животных были связаны с расширением церемониальных процессов. Но в Классическом периоде одомашнивание приобретает более массовый характер.
Исследование важно и тем, что взаимодействие между человеком и животными играет очень важную роль в развитии общества.