Найти тему
WARHEAD.SU

Женщины в небе, на море и под водой

Оглавление

Тэмми Шульц на фоне своего "Хорнета"
Тэмми Шульц на фоне своего "Хорнета"

После недавней успешной посадки лётчицей Тэмми Шульц авиалайнера со взорвавшимся мотором, мы вновь решили поговорить на вечную тему. О женщинах в "экстремальных" профессиях.

Женщины все чаще становятся профессионалами в сферах, ранее традиционно считавшихся мужскими. Кому-то это нравится, кому-то нет, но мир меняется. Давайте посмотрим на небольшую подборку женщин-офицеров - лётчиков и моряков разных стран.

Командир пилотажной группы

Если к женщинам-пилотам в принципе мир привык ещё до Второй Мировой войны, то командирами пилотажных групп а реактивных истребителях до последних лет всё же становились только лётчики мужского пола. Первой женщиной, сломавшей системы в этом вопросе, стала майор ВВС Турции Эзра Озатай, с 2014 года командующая авиационной группой высшего пилотажа Türk Yıldızları - "Турецкие звёзды". Сформированная в 1992 году на базе 134-й эскадрильи ВВС Турции группа летает на истребителях NF-5A и B - канадской версии американского F-5 Freedom Fighter.

Эзра Озатай рядом со своим самолётом. В лётном расписании демонстрационных полётов семерки F-5 она имеет номер четыре, занимая позицию правого ведомого - командные и лётные должности не всегда совпадают.
Эзра Озатай рядом со своим самолётом. В лётном расписании демонстрационных полётов семерки F-5 она имеет номер четыре, занимая позицию правого ведомого - командные и лётные должности не всегда совпадают.

Родившись в Германии в 1976 году, Эзра с родителями вскоре переехала в Турцию. Служит в ВВС с 1998 года, за это время налетала более 2500 часов, в том числе более 300 - в ходе демонстрационных полетов группы. Пока никто из женщин-коллег майора Осатай, в Турции или ещё где-то не дорос до командной должности в пилотажной группе на реактивных машинах, но женщин в ВВС разных стран становится всё больше, так что...

Командир дивизии эсминцев

В США женщины - командиры кораблей и даже адмиралы уже перестали кого-то удивлять, но вот в Японии, стране более чем чтящей традиции, это пока в новинку. Первой японкой на адмиральской должности стала капитан Рёко Адзума, назначенная командиром 1-й эскортной дивизии морских сил самообороны в марте 2018 года. Под её началом находятся четыре боевых корабля с экипажами общей численностью более чем в 1000 человек. Флагман соединения - вертолётоносец "Идзумо", крупнейший корабль ВМС Японии после Второй мировой войны.

Рёко Адзума на фоне своего флагманского корабля
Рёко Адзума на фоне своего флагманского корабля

Рёко Адзума родилась в 1974 году и служит в морских силах самообороны с 1996 - первого года, когда в Японии начали набирать женщин на военную службу. В настоящее время численность женщин в силах самообороны Японии составляет 14000 человек, или шесть процентов от общего числа. К 2030 году их долю планируется довести до девяти процентов.

Командир подводной лодки

В 1985 году Норвегия стала первой страной, допустившей женщин к службе на подводных лодках, а 10 лет спустя первая норвежская женщина-офицер доросла до должности командира: 32-летняя (на тот момент) Солвейг Крей получила под начало небольшую (425 тонн и 24 члена экипажа) подлодку "Коббен", построенную в Германии по проекту 207. В дальнейшем ей доверили и более крупный корабль - 1200-тонную субмарину "Уредд" - тоже германской постройки, проект 210.

Солвейг Крей у перископа
Солвейг Крей у перископа

Прослужив на командных должностях девять лет, в 2004 Солвейг ушла в запас в звании капитана 3 ранга. В отличие от многих коллег, её описывают как офицера с большим чувством юмора в любой ситуации. "Мне очень нужно было стать командиром - это единственный шанс для подводника получить собственную уборную" - как-то ответила Крей на вопрос журналиста о причинах, побудивших её делать карьеру в ВМС.

И не только

А здесь можно почитать о роли женщин в развитии военных технологий. Или их участии во Второй мировой. И конечно, вспомнить о легендарной советской лётчице-испытателе Марине Попович.