Бедность – это хронический, не контролируемый стресс. Стресс имеет некоторое положительное влияние на организм человека. Например, мы сами создаем себе стрессовую ситуацию и активизируем себя, чтобы заработать на путешествие или сбросить лишние килограммы.
Во время стресса в организме усиленно вырабатывается гормон кортизол. Он повышает давление и содержание глюкозы в крови для усиленного питания клеток. Но когда стресс вне нашего контроля, он меняет наше тело и мозг не в нашу пользу.
Стрессовая стратегия «бей или беги» не работает, если перенапряжение длительное. Когда стресс долгий, организм перестраивается, чтобы обеспечить равновесие. Каждодневной нормой становятся тревожность и импульсивность, необходимые для выживания в момент опасности.
Постоянный стресс не дает нам сконцентрироваться на долгосрочных планах, рассчитать свои силы, принять важные решения. Человек буквально лишается способности стратегически мыслить и действовать. Бедность роковым образом перестраивает мозг взрослого человека и формирует мозг ребенка, выросшего в бедности.
Если ребенок воспитывается в тяжелых условиях, у него плохое питание, токсичные игрушки, а то и социальная депривация, домашнее насилие, наркомания и алкоголизм у окружающих взрослых. К достижених четырех лет ребенок из малоимущей семьи, живущей на пособия, слышит в два раза меньше слов – 13 млн , чем его сверстник из рабочей семьи – 26 млн. Последний – в два раза меньше, чем ребенок из образованной семьи – 45 млн слов.
Тяжелое материальное положение уменьшает объем мозга, отрицательно сказывается на развитии лобной доли мозга ребенка, которая отвечает за концентрацию внимания, способность обрабатывать и запоминать информацию, осваивать речь.
Стрессовое состояние матери передается ребенку, когда он еще в утробе. Дети на молекулярном уровне слабо себя контролируют, импульсивны, подвержены дурным привычкам нервным расстройствам.
И даже если с годами их материальное положение улучшается, они тревожатся по самому незначительному поводу, остро реагируют на стресс, недостаточно гибки в выстраивании стратегий. Им трудно контролировать свои эмоции. У них часто возникают депрессия и посттравматические расстройства.
Люди, выросшие в стрессе, вырабатывают внешний локус контроля. Они считают, что не имеют влияния на свою жизнь, перекладывают ответственность на других людей, внешние обстоятельства.
Исправить ситуацию можно с помощью методик, формирующих внутренний локус контроля. Это психологическое свойство личности, тренировка мозга, когда человек умеет, учится брать ответственность за свою жизнь на себя.