Разбираясь с кадуцеем, я задумалась: а что означают привычные нам символы медицины, и какие они вообще бывают? Начну, конечно же, со змей.
Им поклонялись во все времена и во всех уголках земли. Они олицетворяли знание и мудрость, внушали людям священный трепет и страх. Змей считали бессмертными, так как они способны периодически сбрасывать кожу, вроде как, обновляться.
В качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован предположительно ещё во II тысячелетии до нашей эры в Древнем Вавилоне. А дальше пошло-поехало. Змея обвивала тело Изиды, покровительницы врачевания в Древнем Египте (кстати, кобра - одна из ипостасей богини).
Этот же символ украшал полевую аптечку военного врача римской армии.
Скорее всего, люди хотели таким образом умилостивить грозные силы природы, а за одно и отпугнуть болезни, используя зловещий вид змеи.
Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо дополнительных атрибутов.
Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеёй.
В каждом посвящённом Асклепию храме стояли треножники, называемые треножниками Аполлона. Вот тут снова начинаются неясности. В предании о возникновении Дельфийского храма повествуется, как Аполлон убил у подножья Парнаса чудовище Пифона. Который, в свою очередь, охранял долину, попутно вдыхая испарения из расщелины скалы, обладающие галлюциногенным действием, и вещая под этим действием невесть что.
Не пропадать же такому добру! Аполлон построил храм имени себя, у скалы золотой треножник поставил (по простому: табурет), посадил на него тётку, которой дал имя Пифия (по аналогии с Пифоном), а та давай впадать в транс и вещать волю богов.
По более реалистичной версии сидела жрица на каменном омфалосе (не путать с фаллосом), никаких испарений не было, а для вхождения в транс она жевала листья лавра. А омфалос (в переводе с греческого - пуп), в свою очередь, в Дельфах установил Зевс задолго до появления там Аполлона, но это уже совсем другая история.
Говорят, на фронтоне храма было написано "Познай самого себя".
Сам собой напрашивается вопрос: медицина-то тут при чём?
Скорее всего, в этом символе отсылка к более древним мифологическим пластам, когда Асклепия и в проекте ещё не было, а древние эллины поклонялись как богу-врачевателю именно Аполлону. Ну а треножник из его святилища стал одним из символов медицины, и впоследствии перекочевал в асклепионы (храмы, посвящённые Асклепию) по наследству, так сказать, от отца к сыну. Рискну предположить, что треножник использовался в качестве курительницы для благовоний и всеразличных травяных сборов, а не как место для сидения.
Его называют иногда «эмпирический треножник» и связывают с тремя основами мастерства врачей-эмпириков Александрийской школы:
— собственные наблюдения с привлечением опыта врача;
— наблюдения других, дополняющие собственный опыт;
— заключение по аналогии.
Красиво, согласитесь?