Я оговорюсь сразу, что есть музеи, которые не имеет смысла смотреть без экскурсии, например, мемориальные музеи: дома, квартиры, мастерские, усадьбы - в них часто нет этикетажа, нет никаких указателей и пояснений. Но дошкольнику такая экскурсия, особенно если ее не адаптировали для маленьких детей, вряд ли будет интересна.
В больших классических музеях каждый предмет, выставленный на экспозиции, снабжен подписью, иногда реконструкцией, подробным поясняющим текстом. Сегодня появляются интерактивные киоски, компьютеры, которые помогут разобраться во всем и без экскурсовода. Кроме того, на больших постоянных экспозициях можно провести множество разных экскурсий, в зависимости от потребности посетителей.
Поэтому, если вас удерживает от похода по музеям с малышом высокая стоимость экскурсионного обслуживания, не стоит зацикливаться на нем. Для маленького ребенка наиболее полезным будет, если во время знакомства с музеем, когда одновременно происходит и обучение, и развлечение, и возможно, игра - лучшим спутником будет близкий человек, родитель. Не сомневайтесь, вы действительно сможете стать для своего ребенка экскурсоводом.
Вот 6 доводов против того, чтобы включать маленького ребенка при первом знакомстве с музеем в экскурсионную группу или заказывать индивидуальную экскурсию:
1. Экскурсия может оказаться скучной. При первом походе в музей вам важно заинтересовать ребенка, зацепить его, развлечь, потому что для дошкольника любые знания лучше всего усваиваются в игре. Экскурсовод может быть не готов работать с маленьким ребенком.
2. Ребенок может устать раньше времени и не захотеть продолжать экскурсию и еще что-то смотреть
3. Ребенку трудно слушать непрерывную речь и следовать за экскурсоводом, особенно на протяжении длительного времени, когда он не должен отвлекаться или останавливаться, оставаться наедине с собой, что-то обсуждать с мамой или папой.
4. Высокая стоимость экскурсии может не окупиться, если ребенок устанет, не захочет продолжать, будет отвлекаться - а он будет, потому что такое поведение вполне соответствует его природе и требовать от малыша ходить по струнке даже полчаса глупо и бессмысленно
5. Экскурсия не направлена на то, чтобы познакомить ребенка с музеем как с новым видом досуга и образования, на него сразу навалится груз знаний, терминов, правил.
6. Если ребенок не имеет предварительной подготовки и оказывается в экскурсионной группе среди подготовленных или просто более старших детей, он может почувствовать себя неполноценным, недостаточно умным, эти неприятные эмоции будут у него связаны с музеем.
Я пока не слышала о специальных программах в музеях для тех, кто там впервые оказался. На мой взгляд задача родителей - чтобы ребенку понравилось, чтобы он полюбил ходить в музеи. Для дошкольника там и так слишком много правил и ограничений, поэтому в силах родителей создать ему приятную прогулку в подходящем темпе, спокойное знакомство с экспозицией, размеренное движение по музейным залам в том ритме, какой подойдет конкретному ребенку.