Найти тему

Столбово, заброшенная церковь

 Столбово (Курганская область), Церковь Михаила Архангела (год постройки - неизвестен)
Столбово (Курганская область), Церковь Михаила Архангела (год постройки - неизвестен)

В Курганской области, деревенские церкви имеют небольшие отличия от построек Челябинской области. Основное отличие – это наличие ярко выраженного «пряника» на крыше помещения перед алтарем, в остальном, особых отличий не наблюдается, хотя некоторые моменты имеют серьезные отличия.

 «Пряник» снаружи, на втором этаже окна деревянные.
«Пряник» снаружи, на втором этаже окна деревянные.

Если внимательно приглядеться, «пряник» имеет не очень ровную кладку, но при этом следов разрушения нет, соответственно неровная кладка не влияет на долговечность конструкции.

 Кладка на «прянике» неровная, но конструкция не со временем не разрушилась.
Кладка на «прянике» неровная, но конструкция не со временем не разрушилась.

Церковь с «пряником» на крыше, не уникальное явление, но встречается в основном в деревнях Курганской области. Но именно в Курганской области «пряник» на крышу устанавливается без железных тяжей, к слову сказать, не удалось увидеть тяжей даже в кладке по периметру здания.

 Отсутствие железных тяжей внутри здания удивляет, деревянная балка поперек не в счет, это остатки небольшого балкончика.
Отсутствие железных тяжей внутри здания удивляет, деревянная балка поперек не в счет, это остатки небольшого балкончика.

Отсутствие тяжей наводит на мысль, либо деревня была бедная и не смогла скинуться на железные элементы конструкции, либо отсутствие рядом источников железа научило местных зодчих делать долговечные конструкции без тяжей.

 Конструкция без железных тяжей, а при этом крыша не обвалилась от расхождения стен – это косвенное подтверждение прочности кладки.
Конструкция без железных тяжей, а при этом крыша не обвалилась от расхождения стен – это косвенное подтверждение прочности кладки.

Хорошая сохранность храма, при отсутствии укрепляющих элементов, говорит как о качестве кладки, так и об относительно небольшом возрасте постройки. Деревня есть на картах 1802 года, так что церковь может иметь солидную историю.

 Внутри колокольни деревянные перекрытия хорошо сохранились, при этом следов естественных разрушений нет.
Внутри колокольни деревянные перекрытия хорошо сохранились, при этом следов естественных разрушений нет.

Качество и сохранность деревянных элементов конструкции впечатляет, разрушился только деревянный купол колокольни и частично крыша.

 Деревянный купол колокольни разрушился.
Деревянный купол колокольни разрушился.

Полы в храме сохранились со времен постройки, малые габариты не позволили использовать под коровник, а кладоискатели до этих мест не добрались.

С запада, деревянный пол покрыт слоем бетона.
С запада, деревянный пол покрыт слоем бетона.
 С юга, деревянный пол в первозданном виде.
С юга, деревянный пол в первозданном виде.

Роспись на стенах внутри здания не сохранилась, но по причине разрушений – ее просто закрасили.

 Сама роспись хоть и сохранилась, но назвать ее сохранившейся язык не поворачивается.
Сама роспись хоть и сохранилась, но назвать ее сохранившейся язык не поворачивается.
Еще одна «сохранившаяся» роспись
Еще одна «сохранившаяся» роспись

Кресты на стенах не стали закрашивать, так что можно увидеть, что они двух видов

 Мальтийские кресты на северной и южной стенах церкви, окна первого этажа с железными решетками.
Мальтийские кресты на северной и южной стенах церкви, окна первого этажа с железными решетками.
 Обычный крест на западной стене.
Обычный крест на западной стене.

Раньше не обращал внимание, но в этой церкви хорошо видно, не весь народ питал к церкви богобоязненное уважение, находились люди готовые поживится церковной утварью. Весь первый этаж в железных решетках, а вот второй этаж имеет деревянные рамы, можно предположить, железо на окна первого этажа ставилось от лихих людей.

 Если окна первого этажа сплошь железные решетки, окна второго этажа строго деревянные.
Если окна первого этажа сплошь железные решетки, окна второго этажа строго деревянные.

Не смотря на то, что церковь была практически на выселках, в деревне была церковно приходская школа, которая просуществовала практически до наших дней. Местные старожилы утверждают, что перед приходом большевиков, все ценности были собраны и закопаны на кладбище, рядом с покойником и даже показывают могилу, в которой закопана церковная утварь. На территории церкви был найден клад золотых монет, а под церковью идет подземный ход к поповскому дому, хотя никто его до сих пор не нашел, хотя предполагается, что в этом ходу поп спрятал свое имущество, а потом обрушил проход с двух сторон.

Обсудить статью на сайте