В Курганской области, деревенские церкви имеют небольшие отличия от построек Челябинской области. Основное отличие – это наличие ярко выраженного «пряника» на крыше помещения перед алтарем, в остальном, особых отличий не наблюдается, хотя некоторые моменты имеют серьезные отличия.
Если внимательно приглядеться, «пряник» имеет не очень ровную кладку, но при этом следов разрушения нет, соответственно неровная кладка не влияет на долговечность конструкции.
Церковь с «пряником» на крыше, не уникальное явление, но встречается в основном в деревнях Курганской области. Но именно в Курганской области «пряник» на крышу устанавливается без железных тяжей, к слову сказать, не удалось увидеть тяжей даже в кладке по периметру здания.
Отсутствие тяжей наводит на мысль, либо деревня была бедная и не смогла скинуться на железные элементы конструкции, либо отсутствие рядом источников железа научило местных зодчих делать долговечные конструкции без тяжей.
Хорошая сохранность храма, при отсутствии укрепляющих элементов, говорит как о качестве кладки, так и об относительно небольшом возрасте постройки. Деревня есть на картах 1802 года, так что церковь может иметь солидную историю.
Качество и сохранность деревянных элементов конструкции впечатляет, разрушился только деревянный купол колокольни и частично крыша.
Полы в храме сохранились со времен постройки, малые габариты не позволили использовать под коровник, а кладоискатели до этих мест не добрались.
Роспись на стенах внутри здания не сохранилась, но по причине разрушений – ее просто закрасили.
Кресты на стенах не стали закрашивать, так что можно увидеть, что они двух видов
Раньше не обращал внимание, но в этой церкви хорошо видно, не весь народ питал к церкви богобоязненное уважение, находились люди готовые поживится церковной утварью. Весь первый этаж в железных решетках, а вот второй этаж имеет деревянные рамы, можно предположить, железо на окна первого этажа ставилось от лихих людей.
Не смотря на то, что церковь была практически на выселках, в деревне была церковно приходская школа, которая просуществовала практически до наших дней. Местные старожилы утверждают, что перед приходом большевиков, все ценности были собраны и закопаны на кладбище, рядом с покойником и даже показывают могилу, в которой закопана церковная утварь. На территории церкви был найден клад золотых монет, а под церковью идет подземный ход к поповскому дому, хотя никто его до сих пор не нашел, хотя предполагается, что в этом ходу поп спрятал свое имущество, а потом обрушил проход с двух сторон.