Первое и, наверное, главное – понять для себя, а чего же я хочу от велосипеда, где и как буду на нём ездить? Объясняем, почему это так. Дело в том, что современный велосипед – это множество типов двухколёсных машин, созданных для очень разнообразных задач или стилей и поверхностей для езды. К сожалению, для очень многих взрослых людей в жизни нет места для велосипеда, то есть он остался в детстве, как игрушка или забава, и ещё это спортивный снаряд, но это где-то далеко там по телевизору.
А ведь на самом деле велосипед это:
· и транспортное средство;
· и отличный тренажер для мышечной, сердечно сосудистой и дыхательной систем организма;
· и физическая нагрузка для коррекции веса;
· и прекрасное средство для активного отдыха на природе, альтернатива традиционным лыжным прогулкам или катанию на сноуборде и горных лыжах в бесснежное, теплое время года;
· интересный, познавательный досуг в совместных путешествиях с семьёй или с друзьями: от простых велопрогулок вокруг дачи или в своей области и до путешествий по другим странам и регионам;
· и, наконец, да, это спортивные соревнования, но не те мировые в телевизоре, а любительские в своём городе, области, где есть разные возрастные категории участников от детских до тех, кому за 50, а то и 60 лет.
Типы велосипедов.
Теперь, собственно, о типах велосипедов. О множестве, из которого можно выбрать своего двухколёсного друга.
1. Шоссейный велосипед (Road)
Это, прежде всего, спортивная машина и классика вело строения. На велосипедах такого типа проходят крупнейшие мировые события велоспорта. Это многодневные гонки про тура, проводимые под эгидой UCI: Тур де Франс, Джиро д*Италия, Вуэльта Испании. В Москве, например, это ежегодная майская серия гонок «5 колец Москвы». Такие велосипеды максимально эффективны на гладком асфальте, их «среда обитания» - городские улицы, дороги с асфальтовым покрытием. Кроме шоссейного велоспорта такие велосипеды могут использоваться для быстрого перемещения по городу или для поездки по шоссе в другой город с минимальным багажом (кошелек, документы, куртка-ветровка от дождя). Здесь комфорт велосипедиста приносится в жертву скорости и эффективности движения, но такой велосипед позволяет почувствовать драйв от высокой скорости.
Стоит упомянуть здесь и специальный случай – вариант велосипеда – машины для велокросса (спортивная дисциплина – вид велоспорта, когда гонщики движутся и по асфальту, и по грунту, преодолевая искусственные и естественные препятствия). Почти такой же по геометрии и компоновке, как шоссейник, велосипед для велокросса отличается более широкими и развитыми шинами и тормозами с бОльшим грязевым просветом.
И, чтобы закончить с классическим велоспортом, скажем, что есть ещё совсем специальные велосипеды для трековых дисциплин, но они используются только в закрытых помещениях, то есть в велотреках.
2. Городской велосипед (Дорожный, City bike, Comfort bike)
Эти велосипеды не имеют ни малейшего отношения к спорту. Это удобный городской (по асфальту) вид транспорта. Здесь наоборот приоритет комфорта перед остальными качествами велосипеда. Здесь и вся конструкция велосипеда, и его оснащение множеством дополнительных принадлежностей (щитки-крылья, подножки, звонки, багажники, фонари и фары и т.п.) делают езду на нём безопасной, удобной и плавной и дают возможность перевозить весомый и объёмный багаж (например, покупки). К сожалению, в России пока почти отсутствует вело транспорт и такие велосипеды воспринимаются как прогулочные.
В отдельный родственный тип можно выделить круизёры. Это действительно прогулочные машины с широченными сёдлами и с рамами, сваренными из гнутых дугообразных труб. Стабильность и удобство для неспешной езды.
3. Горный (внедорожный) велосипед (MTB-mountain bike, ATB-all terrain bike)
Относительно предыдущих, самый молодой тип велосипедов, появившийся на рубеже 70х и 80х годов ХХ века в Соединенных Штатах. Как явствует из названия, предназначен для движения вне дороги, без дороги, по разным поверхностям и сложному негоризонтальному рельефу. В силу своей относительной новизны, возможностей покинуть асфальт, город и быть ближе к природе, а также спортивной привлекательности и того, что МТБ в свое время стал элементом молодёжной субкультуры – это самый широкораспространенный и популярный тип велосипеда в городах России. В свою очередь, горный велосипед подразделяется на типы по конструкции рамы, диаметру колёс и спортивным дисциплинам, а также, стилям движения на нём.
Коротко об этом. По конструкции:
· Хардтейл (hardtail) – горный велосипед с жесткой рамой (два треугольника) и, как правило, с амортизационной передней вилкой; или ригид – то же, но с жёсткой передней вилкой;
· Двухподвес (full suspension) – горный велосипед с амортизационной подвеской обоих колёс: в раму интегрирован амортизатор и есть шарнирные соединения;
· Софттейл (softtail) – промежуточный тип: заднее колесо подамортизировано за счет гибкости элементов рамы и амортизатора. В настоящее время используется редко.
По диаметру колёс:
· 26 дюймов (иногда заднее 24) – традиционный горный или внедорожный велосипед;
· 27,5 дюйма – самый новый тип горного велосипеда;
· 29 дюймов (twenty niner) – горный велосипед с самыми большими, на сегодняшний день, колёсами.
Спортивные дисциплины МТБ:
· Кросс-кантри олимпийский (ХСО), кросс-кантри марафон (ХСМ).
· Скоростной спуск – даунхил (downhill – DH).
· 4-кросс (four cross – 4X) или байкеркросс или маунтейнкросс – в Северной Америке.
· Триал.
Стили катания (движения на велосипеде):
· Фрирайд;
· Слоуп стайл;
· Дёрт джампинг;
· Норт- шор;
· Стрит (стритец);
· Эндуро;
· Трейл
· Кросс-кантри.
Эта классификация немного условна и, может быть, не полна, так как здесь спортивная дисциплина может быть и стилем: например, и по фрирайду, и по эндуро, и по слоуп стайлу и дёрт джампингу проводились соревнования, а кросс-кантри и стиль езды по грунтам и пересеченной местности, и олимпийский вид велоспорта. А главное, горный велосипед, как элемент активной человеческой жизни, живёт и развивается.
Классификация горных велосипедов будет неполна, если не упомянуть стоящий немного отдельно, велотриал. Это спортивная дисциплина, где при помощи прыжков и балансирования на двух или одном колёсах проходится трасса (сектора) состоящая из искусственных или естественных (скальный рельеф) препятствий. Требуется специальный тип велосипеда с колёсами 20 или 26 дюймов.
Ну и ещё один тип велосипедов и несколько спортивных дисциплин – это ВМХ (Бэ-эМ-Икс). Это крепкий и довольно массивный велосипед на колёсах 20 дюймов, на котором проводятся гонки (Race) по специальным трассам (с пекинской олимпиады 2008 – олимпийский вид велоспорта), а также флэт (flat) – трюки на плоской горизонтальной площадке; верт (vert) – вылеты и трюки в воздухе в U-образной рампе; катаются в стилях стрит и дёрт и делают трюки в скейт-парках.
4. Гибрид (Трекинговый, туристский, дорожный, city commuter)
Эти велосипеды предназначены для активного движения, прежде всего, по дорогам с покрытием и по грунтовым, как в городе, так и загородом. Название гибрид говорит о том, что часть элементов конструкции (колёса 28 дюймов, геометрия рамы) от шоссейного велосипеда, а другая часть (плоский или с небольшим подъёмом руль, развитая с низкими передачами трансмиссия) от горного велосипеда.
5. Складные
Такие велосипеды очень удобны при интер модальных поездках (сочетание велоезды с другими видами транспорта) и при необходимости транспортировки велосипеда внутри легкового автомобиля, но малый размер колёс не позволяет проводить на них далёкие поездки.
6. Женские, детские, подростковые
Многие изготовители поставляют и женскую (конструкция и размер рамы) и детскую, подростковую (уменьшенные размеры рам и колёс) версию многих из упомянутых типов велосипедов.
7. Электрические
В последние годы всё большую популярность приобретают велосипеды с электрическим приводом, т. е. оснащённые электродвигателем, ёмким аккумулятором и соответствующими приборами управления (контроллер, индикатор). В комплекте с ними обычно поставляется и зарядное от бытовой электросети устройство. Такие велосипеды позволяют без больших затрат физической силы велосипедиста проезжать приличные расстояния (50 – 100 км) с почти автомобильной скоростью и легко въезжать в подъёмы.
Компоненты: то, из чего велосипед собран
А теперь рассмотрим подробнее из каких узлов и частей состоит современный велосипед. Это рама, передняя вилка, колёса, тормоза и трансмиссия. Для полноты упомянем и руль с выносом, и седло с подседельным штырём.
1.Рама
Это самая большая и дорогостоящая часть велосипеда. Каждый изготовитель вкладывает в рамы своих велосипедов идеи и технологии, чтобы обеспечить несущую функцию (всё крепится к раме), необходимую жёсткость при минимальном весе рамы и необходимое для конкретного типа велосипеда виброгашение. Надо ли говорить, что для каждого типа использования (назначения) велосипеда, возраста и пола велосипедиста созданы и продолжают совершенствоваться свои типы рам. Например, легчайшие рамы шоссейных велосипедов для гонок и тренировок и рамы для горных велосипедов для скоростного спуска и фрирайда, с большим ходом (до 200 мм) амортизации заднего колеса; маленькие рамы детских и подростковых, а также различных женских велосипедов. Здесь важен и материал рамы, и её конструкция: классика – рама из двух треугольников, однотрубные или открытые женские рамы (без переднего треугольника), мощные рамы упомянутых спусковых МТБ с большими ходами амортизации и т.д.
Огромное большинство современных велосипедных рам сваривают из алюминиевых труб разной толщины и сечения, и различных конструкционных сплавов (марок алюминия). Рамы многих соревновательных машин изготавливают из карбонового композита (слои карбоновых волокон с эпоксидным связующим). По-прежнему существуют рамы из стальных, в том числе легированных хромом, молибденом, труб. Реже встречаются рамы из титановых и магниевых труб. Есть рамы даже из дерева или из фанеры, но это вело экзотика. Известное имя на раме (бренд, торговая марка, наименование изготовителя) это во многом гарантия хорошего качества велосипеда в целом.
2. Передняя вилка
Часто вторая по стоимости и весьма значимая часть велосипеда. К её «ногам» крепится переднее колесо и его тормоз, а сама вилка соединена с рамой через рулевую колонку (2 подшипника в головной трубе рамы). Позволяет управлять направлением движения велосипеда, так как поворачивается и её шток соединён с рулём. Бывают жёсткие и амортизационные.
Последние подразделяются по длине хода амортизации и по типу упругих элементов (собственно амортизаторов). В горных велосипедах ход вилки:
· 40 – 60 мм – детские или подростковые, дорожные гибриды;
· 80 – 100 мм – для кросс-кантри (множество моделей);
· 120 – 160 мм – для трейла, эндуро, 4Х, дёрт джампинга;
· 180 – 200 мм – для фрирайда и скоростного спуска.
3. Колёса
Тоже важнейшая часть велосипеда. Их огромное разнообразие и различаются они, в том числе, по диаметру:
· 12, 14, 16, 18, 20 дюймов – для детских велосипедов;
· 24 дюйма – для подростковых;
· 16, 18, 20, 24, 26, 28 дюймов - для складных велосипедов;
· 20 дюймов – для BMX;
· 20 и 26 дюймов – для вело триала;
· 26, 27,5 (27,5+), 29 дюймов – для горных велосипедов, круизеров, части дорожных гибридов…
· 28 дюймов (622 или 700 мм) – для шоссейных, трековых, велокросовых и дорожных туринговых городских велосипедов.
При этом колеса 28 и 29 дюймов – это один и тот же диаметр обода (622 мм) и отличие только в ширине шины (а она даёт прибавку и в высоту – внешний диаметр колеса). Ширина шины (покрышки) от 18 до 43-45 мм будет считаться как 28 дюймов, а шире от 1,75 до 3,0 дюймов уже как 29.
Когда говорят «колесо в сборе» — это означает втулку-спицы-обод собранные вместе и образующие колесо. Но существуют иные решения, например, сплошные колеса из карбоновых дисков (для трека) или монолитные (литые) колёса с 3мя, 4мя или 5ю «спицами» цельно металлические или карбоновые. И, как обычно в велостроении, колёса – поле борьбы за уменьшение веса и достаточно большую необходимую жесткость. Варьируется и ширина обода, и его конструкция (двойные, «усиленные»), и число спиц в колесе от 12-16 до 48 и, иногда, более. Меньшее по диаметру колесо, при прочих равных, будет жёстче большого, а большее имеет лучший накат по гладкой поверхности и стабильнее катится по неровной. Об велосипедных шинах можно писать отдельную статью. Они тоже сильно влияют на характеристики и свойства колеса в целом.
4. Тормоза
Классика и ретро – барабанный тормоз во втулке заднего колеса (Coaster brake), тормозим движением педалей назад. Используются и теперь в некоторых дорожных и детских велосипедах. У многих современных велосипедов тормоза ободные (колодки сжимают обод) или дисковые (колодки сжимают диск-ротор). Ещё встречаются роллерные тормоза (Roller brake). Они имеют кулачково-роллерную конструкцию, колодки расклиниваются в барабане роликами при повороте кулачка в центре барабана. Этот тип тормозов используется в некоторых городских и прогулочных велосипедах, масса великовата, а мощность торможения небольшая.
Ободные тормоза: клещевые (шоссе, ВМХ и иногда передний на некоторых детских и дорожных велосипедах), кантилеверные (устаревший вид, был на горных и велокроссовых велосипедах до векторных) и, наконец, векторные (V-brake) (на горных велосипедах, теперь только начального уровня, на дорожных гибридах, на детских и т. д.)
Преимущества ободных тормозов: малый вес и цена, простота конструкции и замены колодок, возможность ремонта в полевых условиях.
Их недостатки: малый грязевой просвет особенно у клещевых; менее стабильное торможение в мокрую погоду, особенно на грунтах; меньшая мощность по отношению к дисковым гидравлическим.
Существуют и иногда применяются ободные гидравлические тормоза, например, в вело триале.
Дисковые тормоза: тоже бывают механические (тросс – «рубашка») и гидравлические (мастер-цилиндр в ручке – гидролиния – рабочие поршни – колодки). В последнее время применяются всё больше и шире и не только в горном, но и в шоссейном велосипеде.
Преимущества дисковой гидравлики: высокая мощность торможения, отличная модуляция – возможность точно и тонко регулировать силу торможения (скорость на спуске), большие грязевые просветы у колёс, устойчивая работа в мокрых грязных условиях.
Их недостатки: не ремонтируются в полевых условиях при потере герметичности, дороже по цене и больше по массе.
5. Трансмиссия
Сердце велосипеда. Это группа узлов, которые передают вращательное движение от педалей к ведущему, как правило, заднему колесу. (Существуют велосипеды с ведущим передним колесом и полноприводные.) В огромном большинстве велосипедов применяется цепная передача, используется втулочно-роликовая цепь и звёзды ведущие и ведомые. И, опять-таки, есть велосипеды с другими видами передачи: ременная, червячная, карданная, с гибким валом, но это экзотические виды вело трансмиссий. Для расширения возможностей велосипеда, прежде всего, преодоления подъёмов различной крутизны и протяжённости и, в тоже время, возможности разгонять велосипед на горизонтальных участках и на спусках применяются трансмиссии с несколькими (многими) передачами (в быту называют – с переключением «скоростей»). Это позволяет регулировать передаточное отношение и крутящий момент с педалей на заднее колесо, т. е. низкие передачи – на подъём (большой крутящий момент – низкая скорость), высокие – для спуска и разгона (малый крутящий момент – высокая скорость).
Обычно трансмиссия состоит из:
· 1. Система – шатуны (в них закреплены педали), ведущая звезда/звёзды (по ней/ним проходит цепь). Часто с правым шатуном интегрированы ведущая звезда/звёзды и вал каретки.
· 2. Каретка/кареточный узел. Часто отдельный картридж, завёрнутый в раму, или просто вал с двумя подшипниками (на вал каретки одеты шатуны).
· 3. Кассета или трещотка – блок задних, ведомых звёзд, расположенных на втулке заднего колеса (в трансмиссии с одной передачей – одна ведомая звезда).
· 4. Цепь – собственно втулочно-роликовая цепь, основной элемент цепной передачи.
· 5. Переключатели: передний - меняет положение цепи на ведущих передних звёздах системы и расположен над системой, и задний – меняет положение цепи на ведомых задних звёздах кассеты/трещотки и расположен у заднего колеса под кассетой/трещоткой.
· 6. Шифтеры – управляют переключателями через приводные троса и «рубашки» и расположены на руле велосипеда. Бывают в виде «манетки» с рычажками или кнопками под пальцы или грипшифты (Grip shift – ручка со сдвигом, англ.) – вращающаяся часть ручки руля.
Все компоненты велосипедной трансмиссии объединены в линии для шоссейных, горных и комфортных/городских велосипедов и в каждой линии подразделяются на четкие уровни/группы оборудования. В мире есть два крупнейших производителя велосипедных компонентов – это японская корпорация Шимано (Shimano) и американская СРЭМ (SRAM). Из довольно заметных ещё итальянская Компаньоло (Compagnolo) – компоненты только для шоссейных велосипедов. Пожалуй, эти три производителя устанавливают стандарты в отрасли и делят между собой почти весь мировой рынок вело компонентов.
При выборе велосипеда надо реально оценить для каких целей, стиля езды и уровня умений и тренированности велосипедиста приобретается велосипед и в зависимости от этого, сделать свой выбор.
Начните ездить на велосипеде, и этот, может быть, не совсем полный обзор позволит вам представить многообразие современного велосипеда, а наши консультанты помогут выбрать вам и членам вашей семьи наиболее подходящие именно вам двухколёсные машины.