Найти тему
philorcesen_from_rill

О жизни и трудах Джироламо Савонаролы. Часть первая

Джиро́ламо Савонаро́ла - Доминиканский монах-проповедник. Предтеча Реформации. Некоторое время оказывал огромное духовное влияние на жителей Флоренции и фактически правил этим городом-государством, насаждая наряду с демократическими формами правления духовное принуждение.

Протрет Джироламо Савонаролы. Художник - Фра Бартоломео, около 1498
Протрет Джироламо Савонаролы. Художник - Фра Бартоломео, около 1498

Родился 21 сентября 1452 года в Ферраре, куда в XV веке прибыли предки Джироламо по приглашению герцогов д'Эсте, которые в то время были там правителями. Происходил из старинного падуанского рода. Джироламо был третьим ребёнком в семье Николо Савонаролы и его жены, мантуанки Елены Буонокорсси. Его дед, Микеле Савонарола, был известным врачом при дворе феррарского герцога Николо III. С ранних лет Джироламо был тих и не по летам серьезен, а по тому отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему достойное образование. Кроме того, он учился музыке и рисованию, а позже начал сочинять стихи. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность.

Италия в то время была охвачена гуманистическим движением, одним из крупнейших центров которого была Флоренция, где гуманизм при Лоренцо Медичи отличался эпикурейско-языческим направлением (Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных). Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми. Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и увлечение средневековыми богословскими сочинениями привели Савонаролу к решимости поступить в монастырь.

Непрерывные размышления на религиозные темы сделали юношу крайне закрытым. Он много молился, начал видеть сны, которые считал пророческими, позже обрел веру в собственное высокое предназначение. В 1475 г. он тайно бежал из родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь. В монастыре он вёл суровую жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю, оставив себе только Библию, ополчался против монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению Отцов Церкви. Поэтические наклонности Савонаролы раскрылись в полной мере в монастыре когда он написал стихотворение «О падении церкви», где указывал, что у людей нет уже прежней чистоты, учёности, христианской любви, а главной причиной тому — порочность пап. Монастырское начальство, ценившее образованность и ум молодого монаха, поручило Савонароле обучать новичков и возложил на него обязанность проповедника.

В 1482 г. его послали проповедовать в разные города, в том числе в Феррару, откуда ввиду начавшейся войны с Венецией ему приказали отправиться во Флоренцию, в известный тогда монастырь Сан-Марко, бывшей фактически придворным монастырем правящей на тот момент семьи Медичи.

Здесь Савонарола, уже славившийся как учёный, был назначен почётным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 г. Савонарола проповедовал в церкви Сан-Лоренцо, но не имел успеха среди местного населения. Привыкшие к проповедям, в которых главным считались остроты и цитирование античных источников, они встретили насмешками чудаковатого монаха, говорившего на непривычном для них наречии очень неприятные вещи. Савонарола призывал слушателей к скромности и добродетели, к отказу от увеселений и роскоши. Это не могло понравиться большинству флорентийцев, привыкших при своем правителе Лоренцо Медичи, прозванном Великолепным, к карнавалам и празднествам, боготворивших античную литературу и искусство и не читавших Библию только из боязни испортить себе стиль, так как латинский перевод Библии считался вульгарным.

"Проповедь Савонаролы во Флоренции". Ломтев Николай Петрович, 1850-е годы
"Проповедь Савонаролы во Флоренции". Ломтев Николай Петрович, 1850-е годы
Ты ведь не назовешь женщину красивой только потому, что она имеет красивый нос или красивые руки; она красива тогда, когда в ней всё пропорционально. Откуда проистекает эта красота? Вникни, и ты увидишь, что из души... Поставь рядом двух женщин одинаковой красоты. Одна из них добра, нравственна и чиста, другая — блудница... Ты увидишь, что та, святая, будет любима всеми, что на неё обратятся взоры всех... Это происходит оттого, что прекрасная душа сопричастна красоте божественной и отражает свою небесную прелесть в теле человека. - из проповеди Савонаролы

В течение нескольких лет Джироламо пришлось проповедовать не в самой Флоренции, а в близлежащих областях, где его обличительные слова находили горячий отклик слушателей. В то же время (1486 год) он преподавал в расположенном недалеко городе Фьезоле, о чём сохранились воспоминания в биографии его ученика. Как-то на собрании капитула доминиканцев Савонарола познакомился с юным, но уже знаменитым поэтом Пико делла Мирандола, на которого он произвел очень большое впечатление. Мирандола был в близких отношениях с Лоренцо Великолепным. По его просьбе Лоренцо настоял на возвращении проповедника во Флоренцию, не подозревая о том, какие неприятности сулит ему этот шаг.