Джиро́ламо Савонаро́ла - Доминиканский монах-проповедник. Предтеча Реформации. Некоторое время оказывал огромное духовное влияние на жителей Флоренции и фактически правил этим городом-государством, насаждая наряду с демократическими формами правления духовное принуждение.
Родился 21 сентября 1452 года в Ферраре, куда в XV веке прибыли предки Джироламо по приглашению герцогов д'Эсте, которые в то время были там правителями. Происходил из старинного падуанского рода. Джироламо был третьим ребёнком в семье Николо Савонаролы и его жены, мантуанки Елены Буонокорсси. Его дед, Микеле Савонарола, был известным врачом при дворе феррарского герцога Николо III. С ранних лет Джироламо был тих и не по летам серьезен, а по тому отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему достойное образование. Кроме того, он учился музыке и рисованию, а позже начал сочинять стихи. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность.
Италия в то время была охвачена гуманистическим движением, одним из крупнейших центров которого была Флоренция, где гуманизм при Лоренцо Медичи отличался эпикурейско-языческим направлением (Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных). Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми. Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и увлечение средневековыми богословскими сочинениями привели Савонаролу к решимости поступить в монастырь.
Непрерывные размышления на религиозные темы сделали юношу крайне закрытым. Он много молился, начал видеть сны, которые считал пророческими, позже обрел веру в собственное высокое предназначение. В 1475 г. он тайно бежал из родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь. В монастыре он вёл суровую жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю, оставив себе только Библию, ополчался против монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению Отцов Церкви. Поэтические наклонности Савонаролы раскрылись в полной мере в монастыре когда он написал стихотворение «О падении церкви», где указывал, что у людей нет уже прежней чистоты, учёности, христианской любви, а главной причиной тому — порочность пап. Монастырское начальство, ценившее образованность и ум молодого монаха, поручило Савонароле обучать новичков и возложил на него обязанность проповедника.
В 1482 г. его послали проповедовать в разные города, в том числе в Феррару, откуда ввиду начавшейся войны с Венецией ему приказали отправиться во Флоренцию, в известный тогда монастырь Сан-Марко, бывшей фактически придворным монастырем правящей на тот момент семьи Медичи.
Здесь Савонарола, уже славившийся как учёный, был назначен почётным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 г. Савонарола проповедовал в церкви Сан-Лоренцо, но не имел успеха среди местного населения. Привыкшие к проповедям, в которых главным считались остроты и цитирование античных источников, они встретили насмешками чудаковатого монаха, говорившего на непривычном для них наречии очень неприятные вещи. Савонарола призывал слушателей к скромности и добродетели, к отказу от увеселений и роскоши. Это не могло понравиться большинству флорентийцев, привыкших при своем правителе Лоренцо Медичи, прозванном Великолепным, к карнавалам и празднествам, боготворивших античную литературу и искусство и не читавших Библию только из боязни испортить себе стиль, так как латинский перевод Библии считался вульгарным.
Ты ведь не назовешь женщину красивой только потому, что она имеет красивый нос или красивые руки; она красива тогда, когда в ней всё пропорционально. Откуда проистекает эта красота? Вникни, и ты увидишь, что из души... Поставь рядом двух женщин одинаковой красоты. Одна из них добра, нравственна и чиста, другая — блудница... Ты увидишь, что та, святая, будет любима всеми, что на неё обратятся взоры всех... Это происходит оттого, что прекрасная душа сопричастна красоте божественной и отражает свою небесную прелесть в теле человека. - из проповеди Савонаролы
В течение нескольких лет Джироламо пришлось проповедовать не в самой Флоренции, а в близлежащих областях, где его обличительные слова находили горячий отклик слушателей. В то же время (1486 год) он преподавал в расположенном недалеко городе Фьезоле, о чём сохранились воспоминания в биографии его ученика. Как-то на собрании капитула доминиканцев Савонарола познакомился с юным, но уже знаменитым поэтом Пико делла Мирандола, на которого он произвел очень большое впечатление. Мирандола был в близких отношениях с Лоренцо Великолепным. По его просьбе Лоренцо настоял на возвращении проповедника во Флоренцию, не подозревая о том, какие неприятности сулит ему этот шаг.