Найти тему

Мишура и изнанка черноморского экономического сотрудничества

Опубликовано 08.05.2018 в ПРОВЭД под заголовком "Черноморское экономическое сотрудничество оказалось пустышкой"

Инициированная 25 лет назад программа Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) так и не сумела за истекшие четверть века обеспечить должный уровень экономической интеграции стран Причерноморья. При всей декларативной поддержке Организации черноморского экономического сотрудничества, Россия, будучи крупнейшим участником этого объединения, мало что может сделать для ее полноценного функционирования. Тон в черноморском регионе задает ЕС, ставший непосредственным черноморским игроком после присоединения Румынии и Болгарии к Евросоюзу в 2007 году.

Береги ЧЭС смолоду! – Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ

Год назад, в июне 2017 года отмечалась памятная дата – четвертьвековой юбилей подписания договора о Черноморском экономическом сотрудничестве в 1992 году. Хотя организационно особая структура, объединяющая причерноморские государства, была создана лишь семь лет спустя, в мае 1999 года. Сегодня в Организацию черноморского сотрудничества (ОЧЭС) входят 12 стран-членов, 17 наблюдателей – отдельных стран, международных, региональных и нерегиональных организаций, получивших статус «секторальных партнеров».

Еще в период образования ОЧЭС, в среде международных экспертов не было единодушного мнения относительно целесообразности кластеризации черноморского региона. И 25 дет назад, и сегодня многие считают, что масштаб разнородности экономик, культур, территориальных размеров и интересов не дает оснований считать Причерноморье сколько бы то ни было целостным образованием. Отсюда – их мнение, о том, что регион, территория которого составляет около 20 млн км2, а население – около 350 млн чел., является искусственной геополитической конструкцией. Другие эксперты придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что существовавшие на протяжении веков связи и скрепы между государствами, имеющими выход к Черному морю, со временем возобладают над сиюминутными противоречиями. По их мнению, созданный причерноморский союз направлен в будущее и поэтому имеет полное право на существование в настоящем.

Концептуальные разнотолки не помещали странам-участникам ЧЭС принять в 1999 году «Босфорское заявление», в котором декларировалось, что Черноморское экономическое сотрудничество должно обеспечить на Чёрном море «мир, стабильность и процветание, а также более высокий уровень интеграции его участников в мировую экономику». В процессе своего становления ОЧЭС обзавелась соответствующим исполнительным бюрократическим аппаратом – Секретариатом, и структурами интеллектуального и финансового обеспечения - Международным центром черноморских исследований (МЦЧИ) и Черноморским банком торговли и развития (ЧБТР). По аналогии с оргструктурой ЕС причерноморские страны также создали Парламентскую ассамблею черноморского экономического сотрудничества. Для реализации своей основной цели – региональной черноморской интеграции, в рамках ОЧЭС действуют 18 отраслевых рабочих групп. Помимо этого, вокруг ОЧЭС создана целая сеть разного рода комитетов, ассоциаций, комиссий и центров, курирующих отдельные стороны и аспекты причерноморского партнерства.

Россия и ОЧЭС: проверка алгеброй гармонии

Россию в ЧЭС представляет МИД как головной орган федеральной исполнительной власти, координирующий работу правительственных ведомств в структуре этой организации. Также образована Межведомственная комиссии по вопросам деятельности Организации ЧЭС. Упоминание о Черноморском регионе включено в текст Концепции внешней политики России, обновленной и утвержденной президентом России в ноябре 2016 года. В апреле 2017 года было принято обновлённое постановление правительства России по Черноморской проблематике N422 "Об участии Российской Федерации в Организации Черноморского экономического сотрудничества", которое, однако, до сих пор не вступило в силу. О заинтересованности высшего руководства страны в работе ОЧЭС, в частности, свидетельствует решение о создании в июле 2016 года «механизма проектного сотрудничества», на реализацию которого РФ выделила $1 млн для финансирования проектов, разрабатываемых странами-участниками ЧЭС. По договорённости между российской стороной, Секретариатом ЧЭС и ЧБТР эти средства должны быть использованы на подготовку проектов в области возобновляемой энергии и энергоэффективности, «зелёных» технологий, развития малых и средних предприятий, региональной и муниципальной инфраструктуры и др.

В мае 2017 года во встрече глав государств и правительств стран – участниц ОЧЭС в Стамбуле, посвященной 25-лентнему юбилею организации, принял участие председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Отдав в своем выступлении должное благим намерениям и усилиям стран-участниц запустить процесс «превращения региона в зону стабильности и процветания» и «извлечения из нашего морского соседства реальную пользу для наших экономик», в содержательной части своего выступления он признал, что за весь четвертьвековой период существования этой региональной структуры ей мало что удалось сделать на практике для вывода причерноморского сотрудничества на достойный уровень. Изначально вызывавший большие сомнения у специалистов помпезный флагманский проект ОЧЭС строительства кольцевой автодороги вокруг Чёрного моря, в нынешней политической ситуации вряд ли может быть реализован по понятным политическим причинам.

«По части взаимного товарооборота..., - констатировал российский премьер, – цифры пока довольно скромные. …общий объём торговли стран ОЧЭС продолжал снижаться». Чиновники такого ранга не могут позволить себе категоричности и резкости в суждениях, однако официальная статистика говорит о том, что взаимная торговля между российским Причерноморьем и другими странами черноморского бассейна на общем фоне ничтожна. Товарооборот между Краснодарским краем и его черноморскими соседями – Абхазией, Болгарией, Грузией, Румынией и Украиной в 2016-2017 годах составил всего $495 и $576 млн. соответственно. Примерно на такую же сумму – около $0,5 млрд., Российская Федерация закупила в 2017 году только в Египте фруктов и овощей. При этом, удельный вес Причерноморского региона в совокупном товарообороте Кубани за эти годы снизился с 5,3% до 4,9%. Прирост же товарооборота между краевыми экспортерами и дальнем зарубежьем пришелся на страны Средиземноморья, прежде всего – на Ближний Восток. Доля других средиземноморских стран за эти годы также сократилась, увеличившись при этом в абсолютном выражении при общем росте объема внешней торговли с $9,4 до $11,7 млрд. Особенно показателен пример нашего ближайшего черноморского соседа – Украины. По данным Государственной службы статистики Украины, в 2017 году она значительно нарастила товарооборот с Россией: Москва вернула себе статус одного из крупнейших торгово-экономических партнёров Киева, поставив в Незалежную товаров на сумму $7,2 млрд. Это на 39,9% больше показателей 2016 года. При этом, товарооборот между Краснодарским краем и Украиной вырос только на 28%, с $272 в 2016 году до $348 млн. в 2017 году, что несколько меньше общестрановых темпов прироста.

Долевая структура товарооборота Краснодарского края по регионам черноморо-средиземноморского бассейна в 2016-2017 годах. Составлено автором по данным Южного таможенного управления ФТС России
Долевая структура товарооборота Краснодарского края по регионам черноморо-средиземноморского бассейна в 2016-2017 годах. Составлено автором по данным Южного таможенного управления ФТС России

Для развития региональной инфраструктуры, отметил далее Дмитрий Медведев, нужно развивать современные технологии, такие как IT-инфраструктура, развивать интенсивность транспортных коммуникаций, включая судоходство в Черноморском регионе, в том числе за счёт новых маршрутов, за счёт паромных, мультимодальных перевозок. Но на все на это у причерноморских стран элементарно не хватает собственных инвестиций. Ресурсов опорного регионального банка – ЧБТР, явно недостаточно для запуска полномасштабных проектов, тем более, что этот банк работает в основном на межбанковском рынке. Выход председатель правительства РФ усмотрел в расширении «взаимодействия с международными и региональными организациями, с банками, фондами», чтобы «формировать на их основе полноценное развёрнутое партнёрство».

Подобный вывод выглядел бы совершенно естественным и логичным в ситуации явной пробуксовки черноморской региональной интеграции, если бы не проклятая реальность. Проблема заключается в том, что, будучи крупнейшим участником ЧЭС по показателям численности населения (146 млн) и территории (17,2 млн км.), наша страна не обладает соразмерным экономическим влиянием на черноморские дела. Не является самым влиятельным игроком и 2-я по размеру населения и территории черноморская держава – Турция. Основной тон в ОЧЭС задает ЕС. После присоединения в новогоднюю ночь 2007 года к Евросоюзу Румынии и Болгарии Черное море по сути превратилось во внутренний водный бассейн объединенной Европы. И, будучи несоизмеримо богаче всех прочих стран-участников ЧЭС, европейцы проводят в регионе последовательную политику по насаждению собственных экономических и хозяйственных стандартов и правил, щедро обеспеченную финансовыми ресурсами. Это происходит параллельно с процессом аккуратного вытеснения России из создаваемых ими региональных организаций и инициатив, вроде «Черноморской синергии» и «Восточного партнёрства». Достаточно указать на то, что в программе «Черноморского трансграничного сотрудничества», через которую перетекают основные финансовые потоки из ЕС в государства Причерноморья, Россия попросту не фигурирует. Эта программа распространяется лишь на Болгарию, очень черноморскую страну Грецию, Грузию, Молдавию, Румынию, Украину и даже Армению. Попытки использовать в своих интересах Черное море предпринимают и другие внешние тяжеловесы – США, Китай и даже Япония. И их поползновения очень далеки от черноморской региональной интеграции в том виде, в котором ее желала бы видеть Россия!