Найти тему

Самообразование

В нашей стране очень мало мест, где учат современной фотографии. Очень многое держится на частной инициативе. Чтобы помочь читателям пробиться к источникам знания самостоятельно, я решила написать своеобразный список литературы «юного бойца». Ну по традиции все начинают с Дыко, Стигнеева, Лапина и реже Арнхейма. Я думаю, эти авторы расскажут вам много нужного, полезного. Да и цитировались, как мне кажется эти авторы здесь не раз. Можно конечно начинающим посоветовать читать Светлану Пожарскую «Фотомастер» - доступным языком изложены многие сложные элементы композиции, прекрасно подобранны иллюстрации. Авторам, знакомым уже с книгами Лапина, Стигнеева, Дыко – рекомендую Йоханесса Иттона «Искусство формы» и «Искусство цвета» - это один из самых выдающихся преподавателей Баухауза. Можно еще почитать сборник статей «Психология цвета». Есть еще одна книга о композиции, может быть не такая популярная среди фотографов, так как она для режиссеров и операторов , Алексей Соколов «Природа экранного творчества» (психологические закономерности) В этой книге хорошо изложены проблемы считывания изображения зрителями, проблемы создания образа.

Поговорив о композиции и построении кадра, давайте углубимся в дебри более сложные и запутанные для неискушенного читателя. Современное искусство - современная фотография – с чего начать? И тут, дорогой мой читатель, мне приходится вернуться к собственному опыту, потому как в основном я – самоучка. Начинала я «продираться к знаниям» в далекие 90-е годы и большим подспорьем мне в этом деле был журнал «ХЖ». Для многих, наверное, неизвестный, но дающий очень много в области понимания современного искусства, философии, арткритики. Его версия есть в интернете http://xz.gif.ru/ Если сможете его читать- то и вам он многое поможет понять. Мне он дал прежде всего наводки на тех авторов, которых читать не просто было бы не плохо, а НЕОБХОДИМО, если ты собираешься многое понять в том процессе, который происходит в мировом искусстве сейчас. А так как фотография часть этого процесса – то и здесь это как нельзя кстати. В приложении к этому журналу выходили книги и по современной философии и искусствоведению и тут конечно замечательная книга Розалинд Краус «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы», чтение которой поможет понять, что происходило в искусстве ХХ века в Европе, Америке. Автор очень статусный и уважаемый в кругах искусствоведения. О русском искусстве можно почитать Екатерину Деготь «Русское искусство ХХ века» - здесь вы столкнетесь с историей авангарда, нонконформизма, московского концептуализма и прочих российских измов. Есть еще целый ряд книг, не всегда легких в прочтении, но если осилите, то картина происходящего начнет становится все яснее и яснее. Привожу список: Ханс Ульрих Обрист «Краткая история кураторства» - это книга очень влиятельного в мире куратора, критика. Он откроет вам много нового во взгляде на искусство как таковое, на его показ. Франческо Бонами «Я тоже так могу». Это известный куратор и художественный критик, такой же влиятельный как предыдущий автор. Он предлагает нам взглянуть на современное искусство без предрассудков: он объясняет, чем великий художник отличается от посредственного. Теодор В Адорно «Эстетическая теория» - Это очень сложная книга о философии искусства, но многими знатоками – весьма почитаемая. Джон Бергер «Искусство видеть» - Одна из самых обсуждаемых и влиятельных книг об искусстве. Она во многом перевернет ваше сознание. Вы будете спорить с автором и получите от этого спора удовольствие. Акилле Бонито Олива «Искусство на исходе второго тысячелетия» - все то же современное искусство и его анализ специалистом , находящемся в гуще событий. Но перейдем к фотографии! Тут культовой книгой уже наверное лет пятьдесят является Ролан Барт «Camera lucida». И вот если попытаться разложить философию фотографии в соответствии с теми форматами фотографии, которые есть сегодня, то я бы отнесла его книгу к фотоэссе. Она субъективна, эмоциональна. Полна личной истории. Наверное, поэтому школы, базирующиеся на эмоциональной фотографии и фоторассказе, так любят ее цитировать. Следующая культовая книга Сьюзан Зонтаг «О фотографии». Ее совсем недавно перевели на русский язык. Это выдающийся культуролог, книги, которой в начале 2000-х днем с огнем было не найти. Книга очень интересная. Построенная так, что через фотографию мы опознаем наши проблемы – будь то психология или политика. Читая ее, ты многое выворачиваешь наизнанку и уже после этого относишься к прежним вещам по другому. Хочу заметить, что это все книги по философии фотографии. Вас в них не будут учить композиции. Вы скорее, через них начнете понимать какое место занимает фотография в жизни человека и как это место с каждым годом становится все больше и больше. Есть конечно знаменитый Вилем Флюссер «За философию фотографии» . Это книга скорее для того, кто размышляет о существе дела фотографии, о том, как изменяется реальность с приходом цифрового образа. Есть так же прекрасные теоретики в области фотографии: Елена Петровская «Антифотография» и «Теория образа» - книги не простые, но для тех, кто уже залез с головой в философию фотографии - почитать надо. Конечно Вальтер Беньямин – мировой классик, который написал столько книг о фотографии и не только и столько раз был цитирован, что обойти его стороной просто нельзя. Тут можно брать любой его труд и «вгрызаться в гранит теории медиального образа». Еще есть Нина Сосна «Фотография и образ: визуальное, непрозрачное, призрачное»

Я думаю, вот читаете вы этот список и думаете: »Ну зачем нам столько теоретической литературы»? Вы знаете – коммерческим фотографам, наверное, и не зачем. А вот тем, кто хочет заниматься арт-фотографией – нужно. Сказать, что все это перечитать и сразу все понять – нет – нельзя. Нужно время переосмысления. А потом это только малая часть всего гигантского корпуса культуры, который стоит за вашими плечами. Тут и хороший кинематограф, и знание искусства прошлых веков и литература, одним словом это называют – культурный бэкграунд. У меня ушло на это много лет. И поняв, что людям сложно освоить в короткий срок столько знаний, я в один прекрасный день начала писать лекции, которые, как я понимала - позволят людям понять главное. Так и создались потом 4 курса, которые я веду у себя в Краснодаре и на этих же курсах – я предлагаю читать эти же книги, чтобы, уже поняв основное, люди погружались в более сложные вещи. Так что списки эти можно продолжать и продолжать, главное не уйти совсем в теорию, а остаться в визуальном поле) Очень нужна насмотренность! Насмотренность на ХОРОШУЮ фотографию. А вот тут то и начинается самое сложное - отличить хорошую от плохой – это и большой опыт и еще очень и очень многое…