У одного священника на автоответчике такая запись: «Христос воскрес. Если у вас есть и другая важная информация, сообщите её после сигнала».
Чтобы апостолы в полной мере смогли свыкнуться и осознать произошедшее, Христос на протяжении сорока дней являлся им, откуда и появился обычай приветствовать друг друга этим «сообщением» не только в день Пасхи, но и в истечении сорока дней до самого его Вознесения. Признаться честно, сам я не всегда придерживаюсь этого обычая. Причина – нежелание очередной раз услышать: «Так Пасха уже прошла!».
И невдомёк, что каждый седьмой день недели носит названия этого события –воскресение. У христиан он ещё зовется малой Пасхой, а у остальных звон воскресных колоколов вызывает недоумение – а какой сегодня праздник? Скажу больше: каждая главная служба – литургия – это сопричастность к Пасхе. Для меня Пасха – не кулич и яйца, а Христос. Он для меня не только Пасха, но смысл каждого дня. Потому что каждый день может стать последним – и что тогда? В чем смысл твоих ежедневных дел и поступков, чаяний и надежд? Хотите мудрость от Соломона?
«Суета сует, все – суета! И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо. Во всех делах твоих помни о смерти своей, и вовек не согрешишь».
Но думать о смерти – у нас дурной тон. Мы знаем, сколько родилось в городе за неделю, но не знаем сколько умерло. Мы найдем в разделе «происшествие» даже расчлененку, но не узнаем скольким зачатым детям не дали появиться на свет Божий! С одной стороны, мы привыкаем к смерти, как к делу обычному, но не замечаем смерти повседневной, будничной.
Ангел у пустого гроба задал мироносицам вопрос: «Что ищете живого между мертвыми? Его здесь нет. Он воскрес». Вопрос задан так, как будто они стоят на кладбище среди могил. Но дело было иначе, вокруг них был цветущий сад и высеченная пустая пещера! В подлинном смысле слова, Христос – единственный Живой во вселенной мертвецов, в том числе и нас с вами. «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает. Смерть уже не имеет над Ним власти». Поэтому он в мире людей – живой между мертвыми.
Кроме того, есть «мёртвость» физическая, и есть «мёртвость» нравственная. Нравственная смерть есть забвение совести и полное обращение души всецело к земле и полное бесчувствие к духовной реальности. О таких Христос говорит на просьбу ученика похоронить своего отца: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Искать Христа среди них бесполезно.
Святитель Дмитрий Ростовский говорит: «Пойду я к умным и разумным, богатым и славным. Поищу у них моего Иисуса». Пошел. Поискал. Нет Иисуса у богатых. Чванство есть, гордость есть, роскошь есть, а Иисуса нет. «Пойду, – говорит, – тогда к бедным. Среди их простоты легче найти Господа». Легче-то, легче. Но и там нет Его. Злоба есть, зависть есть, суета есть, а Иисуса нет». Так, мир, обойдя, боголюбивая душа остается с теми слезами, что лила у гроба Магдалина. И вопрос у души тот же, что у нее: «Взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Все, что мы в жизни ищем, все, без чего томимся, есть у Иисуса Христа. Славы ищем – Он самый славный. Красоты ищем – Он «краснее всех сынов человеческих». Силы ищем – Он сила Божия. Он и Премудрость, и Свет от Света, и лучший Друг, и Великий Царь».
И вот ищем мы, что попало, словно забыв, что все блага в руках у Сына Божия. А когда начнем Его Самого искать, то ищем «между мертвыми», и неудивительно, что не можем найти среди мертвых духом. Вот смысл вопроса ангельского: «Что вы ищете Живого между мертвецами? Его здесь нет. Он воскрес». Умер за грехи наши, а воскрес для оправдания нашего. Чтобы нам не задохнуться в той грязи и гнили, которые давно стали нашей второй натурой.
Дописав статью, поспешил на выгул, встретить своих коровок. Еще находясь в задумчивости, поздоровался с сидящим на лавочке соседом:
– Добрый вечер!
И услышал в ответ неожиданное:
– Христос воскресе!
Знание о Боге не заменяет общения с Самим Богом. Точно так же и знание формулы воды не избавляет от жажды человека, хотящего пить.
– Воистину воскресе!