Найти тему
Тёмный историк

Рецензия на фильм 1970 года «Бег». Булгаков, Советский Союз и белоэмигранты.

Гражданская война в России, безусловно, оставила глубокий культурный, социальный, психологический и политический отпечаток в исторической памяти нашего народа. Огромное количество исторических трудов посвящено этой теме, а потомки русских эмигрантов по всему миру до сих пор, спустя почти сотню лет, не растворились окончательно среди местного населения. Тем не менее, ввиду долгого идеологического диктата в СССР, большая часть фильмов о Гражданской войне того периода являлась развесистой такой клюквой, где отважные рабоче-крестьянские солдаты под руководством мудрых комиссаров противостоят натиску лощеных белогвардейских орд и учат уму-разуму раздолбаев-анархистов. Впрочем, с развалом Советского Союза ситуация слегка поменялась, но не сказать, что прям в однозначно лучшую сторону. Теперь героические белые рыцари превозмогают за «веру, царя, отечество», а большевики выставлены прямо всадниками апокалипсиса. В общем, черное стало белым, белое — черным.

Фильмы про Чапаева... Плакат — Бельский, Анатолий Павлович (с) https://ru.wikipedia.org
Фильмы про Чапаева... Плакат — Бельский, Анатолий Павлович (с) https://ru.wikipedia.org

Сменились фильмами про Колчака... (с) https://ru.wikipedia.org
Сменились фильмами про Колчака... (с) https://ru.wikipedia.org

И вот на этом фоне «красной» и «белой» агитации особняком смотрится фильм 1970 года выпуска под названием «Бег». О чем же это кино? Правильно, о Гражданской войне в России. Показаны печальные и, одновременно, грандиозные события. А именно, отступление белых войск и гражданских беженцев в Крым, их эвакуация, дальнейшая жизнь на чужбине. Какого-либо одного центрального героя здесь вы не найдете. Их здесь целый ряд, харизматичных и живых образов эмигрантов, которые не смогли органично вписаться в новый советский уклад.

Сложные роли были отыграны целой плеядой замечательных советский актеров. Притом у некоторых персонажей есть в запасе основная часть фильма, за которую мы можем увидеть их развитие, а иным достались лишь маленькие эпизоды. Среди главных героев фильма для меня, конечно, является наиболее ярким образ генерала Романа Хлудова, созданный актером Владиславом Дворжецким. Мрачный, сходящий с ума военачальник, который не боится проливать кровь ради идеи, ему не жалко ни себя, ни окружающих. Очень сильный образ полководца-вешателя, который считает свои действия необходимыми.

Глаза, да и само выражение лица Романа Хлудова будто показывают состояние белогвардейцев на тот период. (с) http://www.kino-teatr.ru
Глаза, да и само выражение лица Романа Хлудова будто показывают состояние белогвардейцев на тот период. (с) http://www.kino-teatr.ru

Противопоставляется ему разудалый лихой казак Григорий Чарнота (актер — Михаил Ульянов), живущий одним днем и постоянно выбирающийся из сложных ситуаций, в которые затем попадает вновь. Запоминается и Евгений Евстигнеев в роли пронырливого деляги Парамона Корзухина, и Алексей Баталов — как интеллигентный и мягкосердечный доцент Голубков. Женские роли Серафимы Корзухиной и Люськи Корсаковой также, безусловно, удались.

Немало в фильме и актеров одной сцены. К примеру, Олег Ефремов в роли полковника артиллерийской школы, который распускает своих подопечных-юнкеров, так как понимает, что «пластмассовый мир победил» и молодые ребята погибнут зазря. Совсем маленькая роль в фильме у Натальи Варлей, которая бессильно наблюдает жуткую рубку между красными и белыми кавалеристами. Важное значение имеет в фильме вестовой Крапилин, образ которого выпал актеру Николаю Олялину. Слегка комичная роль в фильме у Владимира Басова, «тараканьего царя».

Небольшая, но запоминающаяся роль Олега Ефремова.  (с) https://snob.ru
Небольшая, но запоминающаяся роль Олега Ефремова. (с) https://snob.ru

Сюжет фильма по суть, разделяется на две части. И сначала мы видим, как герои убегают от своего могучего противника, а потом наблюдаем за их непростой жизнью в незнакомом месте, в нищете и тоске по родному краю.

Отдельного упоминания заслуживают качественные батальные сцены, сделанные без современных спецэффектов, но зато предлагающие нам вместо этого отличную массовку и мрачную атмосферу боев на Перекопе. Режиссерская работа качественная, диалоги поставлены отлично, музыка соответствует атмосфере Гражданской войны.

Если же говорить об историчности фильма, то, конечно, это не документалка. Видна определенная политическая подоплека. Ведь на самом деле Главнокомандующий П.Н. Врангель сумел организовать относительно организованное отступление своих войск, которое штаб готовил на протяжении почти полугода. Но фильм отлично показал настроение проигравших в целом. Самоубийства, разочарование в перспективах дальнейшей борьбы, осознание всей тяжести войны с собственным народом, нищета и бесправие русских изгоев на чужбине. К тому же 1920 год ознаменовался рядом действительно полных разгромов белых армий, когда возникали похожие картины безысходности.

Редкий фильм, в котором показаны и белые и красные, притом и те, и другие могут совершать благородные поступки.  (с) https://www.afisha.ru
Редкий фильм, в котором показаны и белые и красные, притом и те, и другие могут совершать благородные поступки. (с) https://www.afisha.ru

Лично я в свое время посмотрел фильм и был поражен сценарием. Он напоминал мне готовое литературное произведение, притом написанное мастером своего дела. Оказалось, все абсолютно так и есть. Этим мастером оказался Михаил Афанасьевич Булгаков, творец «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца». Он опирался на воспоминания своей второй жены, Любови Евгеньевны Белозерской, которая немало времени провела в Париже и в Константинополе. Пьеса «Бег» была создана им в середине двадцатых годов, ее забраковали и не поставили. Сам Иосиф Сталин заявил, что «Бег» — это антисоветская пропаганда, стремящаяся вызвать у зрителей сочувствие к изгнанникам.

М.А. Булгаков, фотография 1926 года. (с) https://ru.wikipedia.org
М.А. Булгаков, фотография 1926 года. (с) https://ru.wikipedia.org

Следует отметить, что пьеса и фильм все же серьезно различаются, кино — это весьма вольная экранизация, в которой немало времени посвятили и деятелям Красной армии. Также имеются в фильме некоторые сцены, навеянные булгаковской же «Белой гвардией». Впрочем, не думаю, что советское руководство дало бы добро на съемки фильма, в котором показывали бы только белых.

Наконец, следует сказать и о том, что у генерала Хлудова был вполне себе реальный прототип, которого звали Яков Александрович Слащев. Талантливый военачальник, он пережил несколько тяжелых ранений, которые переносил не без помощи наркотиков. Слащев в итоге, подобно своему кинопрототипу, вернулся обратно в СССР, так как не ладил с командующим Врангелем. Преподавал и писал мемуары, но в 1929 году был убит желавшим отомстить родственником одной из своих жертв.

Яков Слащев, реальный прототип Хлудова. (с) https://ru.wikipedia.org
Яков Слащев, реальный прототип Хлудова. (с) https://ru.wikipedia.org

Фильм же стал достаточно необычным явлением для советского кинематографа. Он рассказывает о Гражданской войне со стороны белогвардейцев и беженцев, постепенно уходя от «тренда» героизации тех страшных событий. Его, как и литературный первоисточник, сложно отнести к какому-либо жанру.

В общем, я настоятельно рекомендую вам один из лучших советских фильмов о войне «Бег» и одноименную пьесу гениального автора. С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.