В начале марта 1919 года в уездах волжских губерний – Симбирской и части Самарской начались выступления крестьян. Они были названы «чапанной войной», Чапан — верхняя одежда селян.
Что же заставило крестьян выступить против молодой советской власти?
Начало восстания
События начали развиваться 3 марта в селении Новодевичьем Сенгилеевского уезда, где уже несколько дней проходила реквизиция хлеба у местных жителей. Стоявший здесь отряд красного комиссара Белова занимался изъятием хлеба и скота, чередуя это с повальным пьянством (из отчета агитатора Петрова).
Возмущенные крестьяне арестовали Белова и начальника продотряда Павлова.
Прибывший на усмирение красноармейский отряд численностью в 50 бойцов во главе с уездным начальником ЧК Казимировым был без боя разоружен. На следующий день Казимирова, Белова и Павлова казнили.
Разрастание мятежа
Поскольку положение с реквизицией хлеба в близлежащих селах было одинаковым, мятеж в считанные дни распространился на Сенгилеевский, Сызранский и Карсунский уезды, а далее на уезды Самарской губернии. Через неделю мятеж охватил всю Симбирскую, часть Самарской и Казанской губерний.
Общего руководства у мятежников не было. В каждом селе выдвигался кто-то из местных крестьян. В Новодевичьем это был крестьянин Козятин. В отдельных штабах руководили бывшие советские работники: военкомы Никеров и Приданов-Голоднов, председатели сельсоветов Балакин, Сумароков, Дорофеев.
Вооружены повстанцы были по классическим канонам крестьянского восстания: пики, вилы, топоры. Некоторая часть винтовок была изъята у красноармейцев.
Начштаба Восточного фронта Лазарев в донесении указывает количество восставших — примерно двести тысяч. Цифра явно преувеличена. Справедливее будет сказать, что их число переваливало за сто тысяч.
Взятие Ставрополя
7 марта мятежники заняли уездный центр Ставрополь (сейчас Тольятти), избрав исполком и военный комитет, призванные организовать Крестьянскую армию и мирную жизнь.
Комендантом города назначили бывшего солдата, дослужившегося в войну до поручика, Алексея Долинина. Он стал неформальным лидером восстания.
Была выработана политическая платформа восставших: «Вся власть Советам без коммунистов!». Вообще, там были удивительные лозунги, например: «Долой коммунистов! Да здравствуют большевики!». Все это говорит о том, что никакого спланированного белогвардейцами и кулаками мятежа, как это представлялось в интерпретации советских властей, не было.
Комендатурой была объявлена мобилизация лиц от 18 до 40 лет. За уклонение от призыва грозил военно-полевой суд. Печатали листовки с призывом к красноармейцам переходить на сторону «борющихся за справедливость».
Конец Чапанной войны
На подавление восстания были направлены регулярные части Красной армии, с пулеметами, кавалерией и артиллерией.
Чтобы избежать повторения историй с местными красноармейцами, примкнувшими к восстанию, карательные части состояли из частей ВЧК и так называемых «интернациональных бригад» (латыши, венгры, бывшие военнопленные австро-венгерской армии, перешедшие на сторону большевиков).
К 20 марта мятеж был жестоко подавлен. Зачинщиков повсеместно расстреливали, участников посадили в специально созданный концлагерь в Сызрани.
Власти создали комиссию по расследованию причин мятежа. Ее выводы были достаточно объективны, а Троцкий и вовсе призвал рассматривать восстание, как грозное предостережение властям.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!