Сегодня трудно представить себе полёты реактивных лайнеров без использования автопилота. Лететь приходится довольно долго и автопилот позволяет снизить нагрузку на пилотов. К тому же, воздушное пространство отлично подходит для автоматического управления из-за малого числа препятствий. Современные автопилоты - сложные программно-аппаратные комплексы, которые обеспечивают стабилизацию самолёта и полёт по заданному маршруту. Но всё начинается с малого и сегодня я хочу вам рассказать об изобретении первого авиационного автопилота.
Первые аэропланы не могли похвастаться особым разнообразием измерительных приборов. Чаще всего пилоту были доступны тахометр и указатель уровня масла в двигателе. Не было высотомера, авиационного горизонта и указателя скорости. Т.е. не было ничего, что могло помочь лётчику для ориентирования и стабилизации самолёта в полёте. Но авиация не стояла на месте. Скорость и высота полёта росли и стало очевидно, что без дополнительных приборов не обойтись. Появились первые авиационные спидометры, на самолёты начали устанавливать гирокомпасы, был изобретён авиационный горизонт. Приборная панель аэропланов стала обретать более привычные нам сегодня черты.
В 1914 году сын изобретателя гирокомпаса Элмера Сперри пионер авиации Лоуренс Сперри представил миру своё изобретение - первый автопилот. Демонстрация состоялась 18 июня 1914 года во время Парижского авиационного салона. Поднявшись в воздух на летающей лодке Curtiss C-2, Лоуренс выставил настройки, запустил автопилот и бросил штурвал. В это время его механик начал ходить по крылу самолёта, который продолжал уверенный полёт в заданном положении и направлении.
Конструкция первого автопилота была достаточно простой. Гидравлический блок, соединённый с рулями высоты и направления, получал сигналы от гирокомпаса и высотомера. Он удерживал самолёт на заданном курсе и обеспечивал компенсацию крена. Эту конструкцию Лоуренс Сперри начал испытывать годом ранее на одном из ранних бипланов Curtiss во время своего обучения на пилота.
Существует легенда, что Сперри придумал автопилот, чтобы можно было без проблем заниматься любовью в полёте. Аппарат удержит аэроплан в устойчивом положении и никому не расскажет - чем же в это время занимался сам лётчик? Поводом для появления этих домыслов послужила публикация в нью-йоркской газете от 4 ноября 1916 года. В ней говорилось, что Лоуренс Сперри и миссис Дороти Райс Пирс попали в лётное происшествие во время полёта на летающей лодке Curtiss с автопилотом. Когда спасатели вытащили их из воды, то увидели, что потерпевшие были без одежды. Объяснить эту ситуацию Лоуренс и Дороти не смогли.
Не стоит воспринимать это всерьёз - Сперри продемонстрировал автопилот двумя годами ранее. Тем не менее клуб любителей любовных приключений на высоте Mile High Club на своём сайте указывает Лоуренса Сперри и Дороти Пирс в качестве основателей. Считается, что лётчик рассказал о своём приключении друзьям-авиаторам, они захотели повторить - так и появился Mile High Club. Так ли это было на самом деле или это просто выдумки - доподлинно неизвестно.
Лоуренс Сперри погиб в возрасте 31 года при попытке перелететь Ла-Манш на самолёте собственной конструкции Verville-Sperry M-1 Messenger 13 декабря 1923 года. Но его изобретения - автопилот и авиационный горизонт - сделали возможным длительные перелёты. За свои достижения и вклад в развитие авиации в 1992 году Лоуренс Сперри был включён в Зал славы морской авиации во Флориде.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк, подписывайся на канал Основной аэродром, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com