Найти тему
News163.ru

Дмитрий Савчук о том, как становятся художниками

Эта история хранилась в секрете почти пять лет. В ней нет ничего криминального, и уж тем более интимного. Зато присутствует доля мистики. История наглядно повествует о том, как зародился сюжет первой картины Макса Ши. Я постараюсь детально описать тот день, когда талант будущего художника был буквально оплодотворен самой природой. За 40 лет жизни Ши ни разу не отважился взять в руки холст, краски и кисти. А после внезапно обретенной решительности, вдруг начал творить. К сожалению, у меня нет ответа, какой именно магический импульс подтолкнул Ши к искусству. Зато считаю, что тот день является эзотерическим ключом понимания полотен Макса в целом. Если в каждой реплике вы привыкли искать здравый смысл, дальше можете не читать. Текст вам покажется бредом, психическим отклонением или даже бесовщиной. Но умалчивать о нем больше нельзя. Ибо, круг ценителей творчества Ши стремительно растет. А замысловатые сюжеты полотен вызывают все чаще неподдельный интерес ценителей искусства.

Летом 2013 года начался очередной Грушинский фестиваль. Бессменным комендантом лагеря «Пьязник» был Макс Ши. Это заезд ничем не отличался от десятка предыдущих: атмосфера всеобщей толерантности, чарующее единение с природой и всепоглощающая эйфория счастья. После бурного возлияния алкоголем, добрая половина лагеря направилась в сторону Волги встречать по традиции рассвет. Плутая по лесу козьими тропами, пьяная толпа вывалила на берег. Веселее всех зажигал Ши. Мы не заметили, как Макс внезапно выключился из атмосферы всеобщего веселья. Он уселся у кромки воды и стал созерцать противоположный берег. Это продолжалось минут 30 или даже 40. Грушинцы толерантно относятся к чужим чудачествам, но Ши никогда ранее не отбивался от коллектива. Он перестал реагировать на шутки, окрики и женские причитания с запретом сидеть на холодном песке. Он что-то пристально высматривал в недрах Самарской Луки.
Летом 2013 года начался очередной Грушинский фестиваль. Бессменным комендантом лагеря «Пьязник» был Макс Ши. Это заезд ничем не отличался от десятка предыдущих: атмосфера всеобщей толерантности, чарующее единение с природой и всепоглощающая эйфория счастья. После бурного возлияния алкоголем, добрая половина лагеря направилась в сторону Волги встречать по традиции рассвет. Плутая по лесу козьими тропами, пьяная толпа вывалила на берег. Веселее всех зажигал Ши. Мы не заметили, как Макс внезапно выключился из атмосферы всеобщего веселья. Он уселся у кромки воды и стал созерцать противоположный берег. Это продолжалось минут 30 или даже 40. Грушинцы толерантно относятся к чужим чудачествам, но Ши никогда ранее не отбивался от коллектива. Он перестал реагировать на шутки, окрики и женские причитания с запретом сидеть на холодном песке. Он что-то пристально высматривал в недрах Самарской Луки.

Ши исчез. Мы поняли это, когда услышали звук отплывающей моторной лодки. Макса на пляже нигде не было. В лодке же сидела фигура, отдаленно напоминающая силуэт Ши, но мы не были уверены на 100 процентов, что это был именно он. Вещей на пляже тоже не было. Это успокаивало: значит Ши не утонул. В лагерь мы вернулись без него, попутно выдвигая 1000 предположений, что же могло произойти. Мы пришли к общей версии, что Ши договорился с лодочником о переправе в Ширяево, а дальше ближайшим Омиком, вероятно, двинет в Самару. На этой ноте разбрелись по палаткам спать.

Фестиваль проходил в обычном режиме. Об отсутствии коменданта Ши вспоминали лишь тогда, когда в лагере начиналась пьяная анархия. Мол, Макс бы такого разгильдяйства не допустил. Ши появился так же внезапно, как и исчез. На рассвете он пришел в лагерь. Макс отсутствовал ровно сутки, но выглядел достаточно бодрым. То ли в отблесках костра, то ли в лучах восходящего солнца, казалось, будто Ши сияет изнутри. Что примечательно, еще вчера он был гладко выбрит, а сегодня на лице торчала двухнедельная щетина.

Ши залез в палатку, вытряхнул из рюкзака продукты и пошел в сторону электрички. Никаких объяснений своего поведения он давать явно не собирался. Одна из девушек попыталась остановить Макса, но тот сунул ей в руку окаменевшую ракушку. И девушка замерла. Единственная фраза, которую он бросил на выходе из лагеря звучала так: «Я должен это написать!» И ушел.

К тому времени все так устали, что было лень обсуждать чудачества коменданта. Мы решили, что он хочет срочно написать какую-нибудь очередную публикацию в газету. И больше к этой теме не возвращались. Ши не помнит, как исчез, куда исчез и где пропадал ровно сутки. Он даже не помнит, как вернулся в Самару. Все было как в гипнотическом сне. Мы с друзьями предпринимали попытки освежить его память, приходя на этот пляж в последующие годы. И даже несколько раз высаживались на берег в Ширяево. Все тщетно: у Ши настоящий провал в памяти. Он не лукавит - я ему верю. Мне кажется, он блуждал зачарованный в недрах Самарской Луки, где счет времени теряет значение. Сколько он находился в объятиях самой природы? Сутки, неделю или даже годы? Только подозрительно длинная щетина дает нам подсказки. Действительно ли Ши вступил с природой в интимную связь или это просто наши домыслы? Ведь именно после этого инцидента Ши стал художником - автором весьма смелых замысловатых сюжетов. Как иначе объяснить таинственный мистицизм? Единственное, о чем жалеет Ши, об утраченной ракушке. На фестивале у нас даже появилась новая традиция: искать по ближайшим кустам утерянную реликвию - подарок природы за творческое соитие. Вглядитесь в это полотно Ши. Чувствуете ли вы прохладное дыхание Самарской Луки? Тянет ли вас в темную-темную бездну?

Дмитрий САВЧУК, специально для портала News163.ru