Найти тему
Газета Солидарность

Борьба с нищетой в ретроспективе

Оглавление

Мир меняется! Сколько раз приходилось слышать эту сакраментальную фразу каждому из нас. Но если поскрести историю да сравнить с тем, что волнует сегодня, то эффект от этого утверждения будет противоположный: все было, все попробовали, повторяем те же ошибки.

Ну, хватит лирики. Давайте включим машинку времени да отмахаем веков с десяток назад. Борьба с тунеядством. Да, да, именно так! С этим социальным явлением пытались справиться еще наши пращуры. Под жутко знакомым со времен СССР словом “тунеядец” в прежние века понимались нищие.

“ТАК РОЖДАЮТСЯ НИЩИЕ”

Иногда масштаб нищенства так напрягал власти, что они со всей присущей тому времени решительностью и, можно сказать, жестокостью пытались навести порядок в своих королевствах. А то повадились тут у монастырских стен клянчить бесплатный хлеб или стаканчик пива…

Справедливости ради отметим, что массовое нищенство стало результатом бурной деятельности хозяев жизни - феодалов. В VIII - IX веках в капитуляриях (в указах и распоряжениях) франкских королей осуждалась практика захвата бедняцкой землицы богатыми землевладельцами - графами, баронами, рыцарями и служителями культа.

Видите аналогии? Рабочие места почикали и безработицу создали. А обездоленным что оставалось? Жить как-то же надо! Народ народными методами и пробавлялся: кто в тати переквалифицировался, кто в нищих.

Бедные жаловались королям на лишение собственности, а топ-менеджмент (графья, епископы, аббаты, сотники и прочие благородия) тех, кто жаловался, принуждал земельку отдать. А если кто из несознательных “отказывается передать свою собственность епископу, аббату, графу или сотнику, ищут случая, чтобы осудить такого бедняка, а также заставить его идти на войну, и это до тех пор, пока, оскудевши, волею-неволею собственность свою не продаст или не передаст...”.

В Англии XIV века обездоленные даже восстание народное замутили. Уот Тайлер его возглавил и походом на Лондон попробовал выразить несогласие с неправильно организованным социальным партнерством. А соцпартнерство тогда было специфичным, споры решались просто: собрались и повоевали, кто мертв - тот и неправ.

В интересном документальном источнике того периода “Песня землепашца” сообщалось, что вдобавок к непомерным государственным повинностям богатые лорды понуждали крестьян нищенствовать. “Теперь, - говорится в этом документе, - мы должны только работать, нам не осталось ничего другого; я не могу больше жить, собирая колосья после жатвы; но еще горше, когда приходится просить милостыню... У нас много нахлебников, ожидающих нашего добра... Так они грабят бедняка, который для них ничего не значит: он должен гибнуть в поту и в труде... У него нет даже шапки, чтобы прикрыть голову... Вся рыцарская спесь опирается на труд бедняка. Так они грабят бедняка и полностью очищают его [карманы]; богатые лорды делают это без всякого права... А тот, кто заставляет нищих бродить с посохом и сумой, остается безнаказанным и неумолимым... Так я с холодом в сердце несу все эти заботы, с тех пор как веду хозяйство и владею своей хижиной. Чтобы уплатить налог королю, я продал зерно, предназначенное для посева, и теперь моя земля пустует и привыкает к отдыху. С тех пор как они увели из моего хлева мой лучший скот, я готов плакать, думая о своей судьбе, - так рождаются нищие...”.

ЗАЧЕМ ПЛАТИТЬ, ЕСЛИ МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ

Английский король Эдуард III попытался с тунеядством побороться (перепутав следствие с причиной) и издал знаменитый “Ордонанс о рабочих и слугах”. Закон утверждал, что все здоровые мужчины и женщины в возрасте до 60 лет, не занимавшиеся торговлей, ремеслом и не имевшие земли или другой собственности, а также не находившиеся на службе у других лиц, обязаны служить тому, кто бы их ни позвал за плату, установившуюся до эпидемии чумы. Уклонявшиеся от таких условий найма арестовывались и содержались в тюрьме до получения поручительств, что будут служить и работать на соответствующих ордонансу условиях. Каждый безземельный бедняк, не успевший наняться на работу, мог быть приписан к бродягам и брошен в тюрьму.

В этом историческом эпизоде во всей красе проявилось нежелание платить работнику высокую зарплату. После эпидемии чумы народу поубавилось, и спрос на рабочие руки был очень высокий. Само собой, повысился и уровень оплаты. Но зачем платить, если можно не платить? И король приказывает работать за прежние гонорары.

Но нищенство никуда не делось. И заработала королевская бюрократия со страшной силой, придумывая новые стимулы для победы над тунеядцами.

В 1495 году в Англии был принят новый закон против нищих. Предписывалось содержать их до трех суток в тюрьме - в колодках, на хлебе и воде. Неработоспособные нищие могли просить милостыню лишь в пределах местности, где они проживали.

Прошло еще 35 лет, и до властей наконец дошло, что среди нищих, сирых и убогих, оказывается, есть люди, которые работать просто не могут: инвалиды и больные. И в 1530 году от рождества Христова Генрих VIII в прокламации дал определение попрошайничеству: безделье (по нынешней жизни - тунеядство) - это “мать и корень всех зол”. Он же “гуманизировал” борьбу со средневековым тунеядством - вместо колодок порекомендовал использовать розги. Однако розги были положены не всем: старым, больным и инвалидам просить подаяния разрешили. Но по-прежнему не было предусмотрено ничего на случай, когда здоровый человек не мог найти работу. А кто не мог найти работу, тот имел один выбор: умереть с голоду или нарушить закон.

ГДЕ ПРЯНИК, ТАМ И КНУТ

Нищенство победило. Но и государственная мысль не дремала. Стали изобретать формулу привлечения нищих к общественным работам. В 1535 году был принят, наконец, закон, который нашел источник финансирования общественных работ: за счет налогов на доход и капитал.

Через год был принят новый закон, разрешающий пороть бродяг кнутом. Не помогло. Нищие не исчезали.

Эдуард VI захотел сразу разрубить гордиев узел - издал в 1547 году закон, обещавший бродягам и попрошайкам два года каторжных работ, клеймение литерой “V” за первое нарушение и смертную казнь - за второе. Слава богу, в мировых судах работали люди жалостливые и понимающие и закон исполняли неохотно.

Свою лепту в борьбу с тунеядством внесла и Елизавета I, преемница Эдуарда VI. Акт ее правительства (1572 г.) предписывал членовредительство: за первое нарушение протыкать ухо, за второе нарушение - вешать.

Ну и прянику тоже место нашлось: закон дал определение профессиональным попрошайкам и безработным. Можно сказать, что в европейской практике появился закон о безработных.

А вот закон о бедных - “Акт о помощи бедным” - был вымучен только в 1601 году…

*   *   *

Вот так много лет назад тратили годы, десятилетия и столетия на борьбу с тенью. А всего-то надо было понять причины бедности и нищеты - отсутствие рабочих мест.

Александр Сафонов, доктор экономических наук