Найти тему
За кулисами славы

10 лучших вестернов всех времен

Как только голливудские режиссеры научились снимать на природе, они сразу же начали создавать вестерны. Просуществовав более сотни лет, этот жанр стал удивительно многогранен. Мы знаем вестерны-драмы, вестерны-боевики, вестерны-комедии, философские вестерны, военные вестерны, фантастические, трэш-вестерны... Чтобы помочь вам сориентироваться во всех этих постановках, мы решили сделать топ 10 лучших вестернов всех времен.

10. Великолепная семерка / The Magnificent Seven (1960)

Мексиканские крестьяне из захолустной деревни страдают от регулярных бандитских набегов. Собрав последние деньги, селяне отправляются в город за оружием и попутно нанимают нескольких профессиональных стрелков. Возглавляет «великолепную семерку» ветеран Крис (Юл Бриннер).
Мексиканские крестьяне из захолустной деревни страдают от регулярных бандитских набегов. Собрав последние деньги, селяне отправляются в город за оружием и попутно нанимают нескольких профессиональных стрелков. Возглавляет «великолепную семерку» ветеран Крис (Юл Бриннер).

Главная проблема международных ремейков заключается в том, что выдающееся кино обычно глубоко национально и его культурные особенности не поддаются переводу. Например, «Семь самураев» Акиры Куросавы основаны на кастовой иерархии, в рамках которой крестьяне не имели права воевать, а самураи - работать на земле. В Америке ничего подобного никогда не было, и потому знаменитая финальная фраза «Мы проиграли, а фермеры выиграли» звучала далеко не так пронзительно, как ее японский вариант. Однако, за вычетом подобных ляпов, «Великолепная семерка» - блестящий ремейк, создатели которого подобрали удачные западные эквиваленты для большинства художественных ходов Куросавы. Тут и харизматичные актеры, и запоминающиеся диалоги, и напряженный экшен, и оригинальные эпизоды, не позволяющие назвать «Семерку» мастеровитым, но тривиальным клоном. Заметьте, кстати, что когда в «Красном солнце» в кадре столкнулись Тосиро Мифуне и Чарльз Бронсон, это была встреча звезд соответственно «Семи самураев» и «Великолепной семерки».

9. Рио Браво / Rio Bravo (1958)

Провинциальный шериф Джон Чэнс (Джон Уэйн) арестовывает за убийство брата могущественного землевладельца. Богач объявляет законникам войну, а Чэнс может рассчитывать только на помощь трех человек - алкоголика (Дин Мартин), калеки (Уолтер Бреннан) и «молокососа» (Рикки Нельсон).
Провинциальный шериф Джон Чэнс (Джон Уэйн) арестовывает за убийство брата могущественного землевладельца. Богач объявляет законникам войну, а Чэнс может рассчитывать только на помощь трех человек - алкоголика (Дин Мартин), калеки (Уолтер Бреннан) и «молокососа» (Рикки Нельсон).

Из всех классических вестернов «Рио Браво», пожалуй, наиболее классический. В том смысле, что достаточно посмотреть одну эту картину, чтобы познакомиться со всеми основными клише этого жанра. Молчаливый главный герой, его колоритные сподвижники, героиня сомнительной репутации, безжалостные и циничные преступники... И четко проведенная граница между добром и злом, между верой в честь и любовью к деньгам. Все это было в вестернах и до, и после Хоукса, но именно в «Рио Браво» эти штампы получили наиболее яркое воплощение. Другое дело, что, кроме этих клише, в ленте нет достоинств - никаких амбициозных задач авторы перед собой не ставили. Но их мастеровитость позволила «Рио Браво» многие годы оставаться одним из любимых фильмов американских зрителей. Ибо именно из таких картин дети узнают, что сплоченные граждане могут противостоять любым бандитам. Если, конечно, соберутся с духом и встанут на их пути.

8. Искатели / The Searchers (1956)

Ветеран Гражданской войны Итан Эдвардс (Джон Уэйн) возвращается на ферму брата в Техас. Но зажить мирной жизнью ему не удается. Скоро почти всю его семью вырезают команчи, и Итан отправляется в пятилетнее странствие. Он ищет Люси, похищенную индейцами младшую племянницу. Однако Итан не собирается ее спасать. Он хочет убить девушку, которая успела стать женой вождя команчей. Для расиста Эдвардса это непростительный грех.
Ветеран Гражданской войны Итан Эдвардс (Джон Уэйн) возвращается на ферму брата в Техас. Но зажить мирной жизнью ему не удается. Скоро почти всю его семью вырезают команчи, и Итан отправляется в пятилетнее странствие. Он ищет Люси, похищенную индейцами младшую племянницу. Однако Итан не собирается ее спасать. Он хочет убить девушку, которая успела стать женой вождя команчей. Для расиста Эдвардса это непростительный грех.

В отличие от России, где еще во времена Чехова с симпатией относились к индейцам, в голливудских вестернах первой половины прошлого века коренные американцы почти всегда изображались как жестокие дикари, которых нужно уничтожить или «цивилизовать». Однако в 1950-х ситуация начала меняться, и это легко почувствовать в лентах вроде «Искателей», где белый расизм уже не константа, а предмет для обсуждения и осуждения. Хотя «левак» Форд и «правый» Уэйн никогда не были единомышленниками, к расизму они оба относились с презрением. Поэтому душевная драма Итана была поставлена и сыграна с мастерством и страстью. Другое дело, что зрители 1950-х предпочитали вестерны-боевики с «черно-белыми» героями, и «Искатели» были признаны киношедевром лишь спустя годы после выхода ленты.

7. Ровно в полдень / High Noon (1952)

Провинциальный шериф Уилл Кейн (Гэри Купер) готовится жениться и выйти в отставку. Внезапно он узнает, что в город возвращается жестокий убийца Фрэнк Миллер (Йен Макдональд), по стечению обстоятельств отпущенный на свободу. Во время суда Миллер поклялся разделаться с Кейном, и теперь все пытаются убедить шерифа уехать из города. Но Кейн отказывается отступать и сдаваться - даром что он остается один на один с преступником и его подельниками.
Провинциальный шериф Уилл Кейн (Гэри Купер) готовится жениться и выйти в отставку. Внезапно он узнает, что в город возвращается жестокий убийца Фрэнк Миллер (Йен Макдональд), по стечению обстоятельств отпущенный на свободу. Во время суда Миллер поклялся разделаться с Кейном, и теперь все пытаются убедить шерифа уехать из города. Но Кейн отказывается отступать и сдаваться - даром что он остается один на один с преступником и его подельниками.

В нашем топе еще не раз будут упомянуты картины, которые при помощи языка вестерна демонстрировали актуальные проблемы своего времени. Относится к этим картинам и «Ровно в полдень» - лента создавалась как ответ на расследование комиссии сенатора Маккарти, искавшего коммунистов среди американской элиты. Хотя у оказавшихся в «расстрельных списках» было не мало влиятельных друзей, лишь считанные голливудцы рискнули своей карьерой, чтобы помочь «нерукопожатным». Одним из таких храбрецов был Фред Циннеманн, решивший снять «Ровно в полдень» по сюжету «затравленного» Карла Формана, бывшего члена американской компартии. Кроме сильного и актуального посыла об одиночестве борцов за правду, лента выделяется и довольно необычным походом к режиссуре. В ней практически нет экшен-сцен, но при этом это захватывающая и напряженная история, действия которой происходят в реальном времени - в течение полутора часов до приезда поезда с головорезами. Фильм был удостоен четырех «Оскарами», один из которых получил исполнитель главной роли Гэри Купер.

6. За пригоршню долларов / Per un pugno di dollari (1964)

Безымянный стрелок (Клинт Иствуд) прибывает в пограничный мексиканский городок Сан-Мигель, где кипит война между бандами «латинос» и американцами. Увидев в этом конфликте шанс заработать «пригоршню долларов», приезжий нанимается сразу в обе группировки.
Безымянный стрелок (Клинт Иствуд) прибывает в пограничный мексиканский городок Сан-Мигель, где кипит война между бандами «латинос» и американцами. Увидев в этом конфликте шанс заработать «пригоршню долларов», приезжий нанимается сразу в обе группировки.

Хотя в 1960-е были сняты многие замечательные вестерны, жанр в целом в то время начал уступать дорогу лентам о современности. Почувствовав голливудскую слабину, в прорыв бросились европейские режиссеры, которые решили воспользоваться зрительской любовью к жанру. Самым известным из них был Серджо Леоне. Не секрет, что в основу «Пригоршни долларов» режиссер положил ленту Акиры Куросавы «Телохранитель». Однако у постановщика был и итальянский источник вдохновения - комедия Карло Гольдони «Слуга двух господ». Вообще прелесть и новизна дебютного спагетти-вестерна Леоне в том, что режиссер возродил и обновил застоявшиеся клише вестерна, используя постановочные находки европейского искусства. Так, например, в Америке крупные планы обычно использовались для показа реакции персонажа на чужую реплику, Леоне же часто давал крупные планы говорящих, адаптируя для кино художественную логику итальянской оперы. В результате получилась блестящая картина, открывшая миру Клинта Иствуда.

5. Дикая банда / The Wild Bunch (1969)

Банда заслуженных «ветеранов» Дикого Запада под командованием Пайка Бишопа (Уильям Холден) надеется уйти на покой после крупного ограбления. Однако преступники нарываются на засаду, остаются без денег и теряют нескольких товарищей. Оставшиеся в живых прорываются в Мексику, но и там не находят покоя.
Банда заслуженных «ветеранов» Дикого Запада под командованием Пайка Бишопа (Уильям Холден) надеется уйти на покой после крупного ограбления. Однако преступники нарываются на засаду, остаются без денег и теряют нескольких товарищей. Оставшиеся в живых прорываются в Мексику, но и там не находят покоя.

Когда фильм впервые показали в кинотеатре, вокруг него разразился огромный скандал. Режиссера принялись обвинять в пропаганде бессмысленного насилия и жестокости. По меркам тех годов это и вправду была невероятно жестокая картина, да и в наше время не каждый режиссер решится повторить самые «сочные» эпизоды «Банды». Но за ширмой эффектных экшен-сцен Пекинпа спрятал едва видимые и философские размышления о бессмысленности человеческого бытия. Тем более если это бытие связано с безудержным насилием и постоянным страхом за свою жизнь. В конце 60-х, когда идеалы революции хиппи потерпели крах, а война во Вьетнаме стала проклятием Америки, такое восприятие жизни было обычным для большинства молодых людей. Неудивительно, что «Дикая банда» стала культовой и была раздергана на цитаты. Именно эта картина привила американским боевикам любовь к «рапидной» съемке экшен-фрагментов. Лента номинировалась на «Оскар» за сценарий и музыку.

4. Непрощенный / Unforgiven (1992)

Шериф небольшого городка Билл Дэггетт (Джин Хэкмен) позволяет отделаться штрафом ковбою, который изуродовал проститутку. Разъяренные товарки пострадавшей собирают тысячу долларов и предлагают деньги в награду любому, кто разделается с шерифом и негодяями, которых законник покрывает. В числе тех, кто откликается на предложение девушек, оказывается отставной стрелок Уильям Мании (Клинт Иствуд), остро нуждающийся в деньгах.
Шериф небольшого городка Билл Дэггетт (Джин Хэкмен) позволяет отделаться штрафом ковбою, который изуродовал проститутку. Разъяренные товарки пострадавшей собирают тысячу долларов и предлагают деньги в награду любому, кто разделается с шерифом и негодяями, которых законник покрывает. В числе тех, кто откликается на предложение девушек, оказывается отставной стрелок Уильям Мании (Клинт Иствуд), остро нуждающийся в деньгах.

Клинт Иствуд состоялся как актер под руководством двух замечательных постановщиков вестернов - Серджо Леоне и Дона Сигела. К началу съемок «Непрощенного» оба они скончались, и Иствуд посвятил свою постановку их памяти. Правда, в первую очередь у него получился фильм о нем самом - стареющей легенде боевиков, который пытается найти свое место в стремительно меняющемся мире, но не может оставить прошлое в прошлом. Как это часто бывает, очень личная и откровенная лента сразу нашла понимание в зрительских сердцах. Критиков же порадовало сочетание классических ходов вестерна с мрачной атмосферой стиля «нуар», в дальнейшем ставшее базовым для многих современных вестернов. Лента была удостоена четырех «Оскаров», включая доставшиеся Иствуду призы за лучшую постановку и лучший фильм.

3. Буч Кэссиди и Сандэнс Кид / Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969)

Бандиты Бутч Кэссиди (Пол Ньюман) и Санденс Кид (Роберт Редфорд) становятся настолько известны, что за ними начинается настоящая охота. Оторваться от преследователей друзьям не удается, и они прорываются в Боливию. Однако там они вновь берутся за старое, и их след берет местная полиция.
Бандиты Бутч Кэссиди (Пол Ньюман) и Санденс Кид (Роберт Редфорд) становятся настолько известны, что за ними начинается настоящая охота. Оторваться от преследователей друзьям не удается, и они прорываются в Боливию. Однако там они вновь берутся за старое, и их след берет местная полиция.

Как можно заметить даже по нашему топу, к концу 1960-х вестерн стал очень мрачным жанром. Впрочем, он никогда не был особенно легкомысленным. Хотя в истории вестерна были и комедии, и мюзиклы, это были исключения, подтверждавшие правило. Тем необычнее было увидеть в кино «Бутча Кэссиди и Санденса Кида» - не комедию в строгом смысле слова, но веселую и увлекательную ленту, в которой воплотился один из популярных лозунгов 1960-х: «Живи быстро и умри молодым». Это неожиданное сочетание пессимизма и легкомыслия сразу пришлось публике по сердцу, и лента стала прокатным хитом, превратив Ньюмана и Редфорда в звезд первой величины. Критики оценили фильм чуть позже, когда стало очевидно, что это одна из ключевых картин эпохи, соединившая традиции вестерна с идеями «новой волны» и породившая множество постановок жанра «бади-муви». «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» был удостоен четырех «Оскаров» - за операторскую работу, оригинальный сценарий, за лучшую музыку и за лучшую песню.

2. Однажды на Диком Западе / C'era una volta il West (1968)

Новобрачная Джилл (Клаудиа Кардинале) приезжает в Аризону к мужу и обнаруживает, что вся ее новая семья убита и что она унаследовала землю, представляющую ценность для строителей железной дороги. Вскоре в судьбу Джилл вмешиваются мужчины-бандит Фрэнк (Генри Фонда), убивший ее супруга, уголовник Шайенн (Джейсон Робартс), несправедливо обвиненный в убийстве, и стрелок по прозвищу Гармоника (Чарльз Бронсон), у которого давние счеты с Фрэнком.
Новобрачная Джилл (Клаудиа Кардинале) приезжает в Аризону к мужу и обнаруживает, что вся ее новая семья убита и что она унаследовала землю, представляющую ценность для строителей железной дороги. Вскоре в судьбу Джилл вмешиваются мужчины-бандит Фрэнк (Генри Фонда), убивший ее супруга, уголовник Шайенн (Джейсон Робартс), несправедливо обвиненный в убийстве, и стрелок по прозвищу Гармоника (Чарльз Бронсон), у которого давние счеты с Фрэнком.

Хотя американские зрители обычно не любят иностранное кино, фильмы Серджо Леоне сразу нашли поклонников в Штатах. И когда режиссер завершил трилогию о безымянном стрелке, он получил шанс поставить вестерн с куда большим бюджетом, чем раньше, - финансировать ленту взялась студия Paramount. К сожалению, Леоне не смог до конца переварить обрушившиеся на него деньги, и ему вряд ли стоило приглашать в соавторы сценария Дарио Ардженто и Бернардо Бертолуччи. По меркам безусловных шедевров фильм получился затянутым и запутанным - слишком уж много идей в него было включено и слишком уж много постановочных возможностей было использовано. Зато Леоне достиг такой точности и подробности в воссоздании мира Дикого Запада, о которых раньше не мог и мечтать. И если смириться с провалами сценарной динамики, вы увидите поистине эпическое полотно, поставленное, снятое и сыгранное на высочайшем уровне.

1. Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo (1966)

Стрелок по прозвищу Блондин (Клинт Иствуд) и мексиканский бандит Туко (Илай Уоллак) придумали необычный способ зарабатывать на жизнь. Блондин сдает разыскиваемого за многочисленные преступления Туко полиции, а затем перестреливает веревку, когда бандита пытаются повесить. Тем временем убийца по прозвищу Ангельские Глаза (Ли ван Клиф) идет по следу золота армии конфедератов. Внезапно он узнает, что тайна клада попала в руки Блондина и Туко.
Стрелок по прозвищу Блондин (Клинт Иствуд) и мексиканский бандит Туко (Илай Уоллак) придумали необычный способ зарабатывать на жизнь. Блондин сдает разыскиваемого за многочисленные преступления Туко полиции, а затем перестреливает веревку, когда бандита пытаются повесить. Тем временем убийца по прозвищу Ангельские Глаза (Ли ван Клиф) идет по следу золота армии конфедератов. Внезапно он узнает, что тайна клада попала в руки Блондина и Туко.

Для голливудских режиссеров вестерны были в первую очередь картинами об американской истории и об американском обществе. Поэтому постановщики не могли не «грузить» зрителей проповедями, философствованиями и излишним мелодраматизмом, идя при этом на компромисс с требованиями чистого киноискусства. К счастью для всех нас, один из самых талантливых постановщиков вестернов не был американцем. Не связанный обязанностью выразить свое мнение об Америке, Серджо Леоне сделал свой главный шедевр идеальным образцом жанрового кино -увлекательным, изобретательным, напряженным. Картина безупречно поставлена и смонтирована, актеры играют безукоризненно, операторская работа Тонино Делли Колли вдохновила многих будущих мастеров... А уж о музыке Эннио Морриконе и говорить нечего. Хотя может показаться странным, что топ вестернов возглавляет итальянский фильм, мы совершенно уверены в нашем выборе. Это шедевр не только жанра, но и всего мирового кино. То, что у ленты нет ни одной весомой награды, - явное недоразумение.

Если Вам понравилась подборка, то на нажмите «палец вверх» и подписывайтесь на наш канал

Читайте также: 10 лучших гангстерских фильмов всех времен

Смотрите нас на YouTube