Найти тему

Равнение на...

"Офигенная я, офигейте с меня!" - крутилось у меня в голове на мотив "Самары-городка". Ведущая семинара томно сидела на середине сцены и вещала. И вроде бы она говорила по делу, что вам нужно то, нужно делать так, а ещё не забудьте про это, и имейте ввиду, что, но не покидало ощущение, что это не учебный семинар, а авторский вечер, где весь фокус внимания на главном герое и его восхвалении. Что ведущая как будто рисовалась и упивалась собой, и словно демонстрировала каждым словом и жестом: "Куда вам до меня!" И действительно, высоты казались недосягаемыми, а дали - необъятными. Она...А я...Куда уж мне...

Стоп!

Я начала сравнивать. А сравнение - самая короткая дорога в личный ад.

Почему-то именно сравнение выбирают многие родители для педагогического воздействия на своих отпрысков. Наверное, у многих в детстве был некий соседский Саша или Вова или "Анечка у тети Люды", в которых вас тыкали, как котенка в лужу на полу. "Смотри, вот же детки примерные, прилежные, учатся хорошо, а ты..." Ожидается, что ребенок, подтерев нос, бросится изо всех сил догонять и перегонять сравниваемый объект, как СССР Америку.

Моим родителям не повезло: я училась прилежнее и примернее любого ребенка в нашем окружении, поэтому с подходящими конкретными кандидатурами для сравнения было сложно. Родители нашли выход и стали приводить в сравнение неких "других детей", которые были общительнее, бойчее, смелее, хозяйственнее и т.д., в зависимости какого качества, по их мнению, мне не хватало до идеальности.

И это была реальная печаль, потому что конкретного Петю или Анечку можно было хотя бы хорошо рассмотреть (или тихо ненавидеть, или все вместе), но где ловить этого идеального "другого ребенка", чтобы перенять опыт? Другой - это любой, кто не ты. Т. е. все. Т. е. ты хуже всех. И вот она, прямая и надежная дорога к неврозу. И к низкой самооценке, разумеется.

В школе славное дело родителей сравнивать и ставить в пример продолжили учителя. Особенно мне запомнились уроки физкультуры. Наверное, когда все в одинаковых костюмах и кедах, отчётливее видно, насколько все разные. Высокие, невысокие, худенькие, пухленькие, прыгучие - все индивидуальности, все непохожие. Но у нас есть утвержденные нормативы, и мы с ними сравниваем! И друг с другом вас тоже сравниваем. И равняемся на быстрых, подтянутых, ловких, учеников кроме этой обычной еще и спортивной школы. И в сравнении с ними вы, недотягивающие, - калеки. Именно этим словом пользовался наш учитель физкультуры в адрес всех тех, кто не выделялся особой спортивностью. Я искренне считала себя неуклюжей и неловкой медведицей, а случавшиеся успехи типа быстро пробежать стометровку полагала случайными. Это не про меня. Я - хуже всех.

Когда планка слишком высока, чаще всего из нее делают крест. На себе.

Как ни странно, разворот в сознании в противоположную сторону мне помог сделать тоже преподаватель физкультуры, только уже в институте. Тихий пьянчужка, прикладывавшийся к бутылке у себя в тренерской, он не сталкивал нас между собой сравнением. Он точно так же, как и школьные учителя, записывал в своем талмуде результаты каждой: количество отжиманий, скорость бега и прочего и потом сравнивал, но - только с предыдущими твоими же. И в какой-то момент мне захотелось улучшить свои цифры, и я начала заниматься сама и дополнительно. И полюбила упражнения и спорт.

Этот пьянчужка-физкультурник, сам того не подозревая, научил меня очень важной вещи - соревноваться и сравнивать надо себя с собой.

Разумеется, кумиры и их достижения нужны. Как ориентир того, куда вы хотите добраться. Но только путь к этой цели у вас будет и должен быть только свой. Своя скорость, свои возможности и невозможности, свои внутренние блоки и свои способы их преодоления. Поэтому сравнивайте только себя сегодняшнего с собой вчерашним.

Равнение на себя!

#ТатьянаЛебедева