Недавний соцопрос, проведенный Фондом общественного мнения, показал, что россияне любят «доброе, душевное» кино. Именно к таким фильмам они относят старые советские кинокартины, которые «интереснее» смотреть. Такие фильмы привлекают россиян своей правдивостью и реалистичностью. Они изображают понятную и приближённую к жизни простых людей обстановку. Современное российское кино с удовольствием смотрят только около 20% респондентов. Наиболее запомнившимися фильмами последних лет, с точки зрения опрошенных, стали «Легенда №17», «Стиляги», «Поп» и сериал «Сваты».
Результаты опроса, проведенного РБК.Рейтинг, подтверждают выводы социологов. Около 56% респондентов смотрят только старые советские фильмы, полностью игнорируя отечественные новинки. По их мнению, современные российские картины «в подметки не годятся» советским, таким как «Двенадцать стульев», «Служебный роман», «Операция «Ы», «Москва слезам не верит», «Джентльмены удачи», «Большая перемена», «Семнадцать мгновений весны» и многим другим. Всего 15% россиян считают, что можно найти достойные российские картины. Немало и тех (12%), кого и вовсе раздражает отечественный кинематограф, при этом 1,8% вовсе сомневаются в его существовании. И только единицы ответили, что с удовольствием смотрят все российские фильмы, и что современный кинематограф находится на подъеме.
Нельзя не согласиться с утверждением о том, что почти все советские фильмы смотрятся с огромным удовольствием, задевают за живое, завораживают глубокой игрой талантливых актёров. Каждый раз удивляешься, как режиссеры умудрялись в одну серию вместить целую жизнь, а то ещё и не одного поколения. Теперешние кинодеятели небольшой эпизод стараются растянуть на целый сериал, а то и вовсе «переснять» на свой манер классику. Чаще всего переделываются популярные кинокомедии, в частности таких режиссеров, как Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай.
Практика съемок продолжений любимых многими поколениями зрителей советских фильмов началась в 2006 году, когда Эльдар Рязанов снял «Карнавальная ночь 2, или пятьдесят лет спустя» - ремейк своей же картины. В следующем году его опыт повторил Георгий Юнгвальд-Хилькевич, режиссёр-постановщик знаменитого советского телефильма «Д’Артаньян и три мушкетера», снявши четыре серии «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини». Тогда же, в 2007 году за чужую классику взялось молодое поколение кинорежиссёров. Так, Тимур Бекмамбетов снял продолжение мелодрамы Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Тренд продолжился в 2011 году появлением ремейка знаменитого рязановского «Служебного романа» - «Служебный роман. Наше время» молодого режиссера Сарика Андреасяна.
По мнению экспертов, существует две основные причины создания ремейков и сиквелов: ностальгия по прошлому и кризис идей. Об этом говорит режиссёр, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
К сожалению, это общемировая тенденция. Но если зарубежное кино «эксплуатирует» знакомые образы, то в России эксплуатируют сами советские шедевры. Как отмечает Анна Юрьева, редактор раздела «Общество» сайта Mnenia.ru, «продюсеры все более охотно берутся за ремейки, несмотря на то, что, по отзывам зрителей, новые картины не оправдывают ожиданий. Тех, кто хотел увидеть продолжение или другую версию любимой в молодости картины, не устраивает игра актеров, а также отношение к первоисточнику сценаристов и продюсеров. Основных посетителей кинотеатров — молодёжь в возрасте до 35-40 лет — такие картины, как правило, не интересуют; тем же, кто все-таки решил посмотреть ремейк советского фильма, часто не близки ни конфликт, ни проблематика». Поэтому и кассовые сборы большинства из переснятых старых фильмов оказались незначительны (за исключением «Иронии судьбы. Продолжение»).
Между тем, эта тенденция опасна и вредна. Специалисты отмечают характерную черту преломления советских героев, связанную с тем, что происходит резкое «снижение» образов. «Советские кинокомедии не позволяли никакой неясности в их оценке. В положительные герои они брали только людей, которых было за что уважать. Остальные в лучшем случае могли рассчитывать на характерные роли. А бесхарактерные типы — вообще ни на что рассчитывать не могли. Бесхарактерных типов и их мелкие ссоры друг с другом воспевал комедиограф совсем другого типа, Эльдар Александрович Рязанов… Так вот. Делать на героические советские комедии турбо-«рязановские» ремейки — это что-то типа десталинизации. То есть опускание Евгения Ивановича Трошкина, Семёна Семёновича Горбункова и иже с ними — даже не до уровня Жени Лукашина из «Иронии», а гораздо ниже. Лукашин был раздолбай и мямля, но, по крайней мере, врач, а не аниматор и не работник «Крупнейшего Рейтингового Агентства». К сказанному остаётся добавить, что римейки даже собственно «рязановских» лент демонстрируют не очень радостную для римейкеров тенденцию», - полагает Виктор Мараховский, шеф-редактор сайта «Однако».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные режиссеры просто эксплуатируют старое доброе советское кино, пользуясь непреходящей народной любовью к нему. Ведь что воспитывали в советском человеке старые фильмы? Прежде всего, конечно, значимость советских ценностей (а они в целом были гуманистическими), глубокую нравственность, хороший вкус и чувство подлинной эстетики. И это через талантливейшую игру артистов старой школы, трогательные смысловые сюжеты, искрометный юмор и искренность описываемых чувств.
«Так в чём же коренное изменение смысла кинематографа в России?», - задается вопросом блогер с ником lenin-kerrigan и сам же на него отвечает: «Он предельно прост, теперь во главе угла стоит не пропаганда, не воспитание, не привитие вкуса и не создание эстетически приятной картины. Во главе угла теперь стоит прибыль! Просто кино снимают не для того, что донести до людей какие бы то ни было ценности, и не для того чтобы создать нечто прекрасное. А для того чтобы создать продаваемый продукт, на продаже которого можно поиметь прибыль. При этом никого не заботит ни уровень актёров, ни то, что будет в самом продукте, главный критерий - продаваемость». Лучше не скажешь.
Но, с другой стороны, новое поколение режиссёров, таких как Кирилл Серебренников, Алексей Мизгирёв, Анна Меликян, Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Игорь Волошин, Александр Расторгуев, Валерия Гай Германика снимают интересные картины. Но все эти заслуживающие внимания ленты участвуют в фестивалях, получают призы, но не выходят в российский прокат.
Многие режиссёры сходятся во мнении, что основной проблемой отечественного кино является абсолютное отсутствие в стране адекватной системы проката фильмов. Прокатчикам выгодно показывать дешевые иностранные фильмы, не пропагандирующие нормальные, общечеловеческие ценности, чем малобюджетные и «нераспиаренные» российские картины, которые, по их мнению, не смогут собрать зрителя. В результате, российское кино просто не доходит до своего зрителя.
Существует также и проблема недостаточного количества самих кинотеатров, которое все сокращается и сокращается. По мнению известного режиссёра Алексея Учителя, именно из-за этого многие хорошие картины не выходят в прокат. «У нас в стране их всего 2 тысячи, в то время как в Америке 50 тысяч кинозалов», - отметил кинорежиссёр.
Очень хочется, чтобы современные дети воспитывались не только на старых добрых советских фильмах, которые, вне всяких сомнений, заслуживают внимания, не только на их бесконечных и чаще неудачных ремейках, сиквелах, триквелах и т.п., а на талантливом кино современных талантливых российских режиссёров.
Спасибо за лайк!