Найти в Дзене
Узник Морали

Что было заменой интернет-мемов на Руси?

Известно, что в России огромную популярность в народе имели шуты. Они ездили по стране и зарабатывали на жизнь тем, что смешили честной народ, обычно, в форме сатиры. Порой она переходила все возможные рамки, и их колотили местные дружинники. Да что дружинники, даже попы называя их слугами дьявола, плевались при их виде и вообще считали их вне закона(Кому интересно посмотрите фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» 1966 г). Известно также, что вместе с собой они возили лубки, доски с цветными гравюрами, на которых изображались в простой, лаконичной и понятной форме, злободневные и актуальнейшие темы сатирической направленности. Позднее с распространением бумаги начали выпускаться в больших тиражах и раздаваться на ярмарках.

Большой популярностью пользовался образ Кота Казанского.

Кот Казанский — представитель семейства кошачьих, ставший героем исторических преданий и легенд, фольклорных и лубочных сюжетов XVI-XX веков и объектом памятников XXI века.

Известно также что при дворе Елизаветы Петровны, в Зимнем Дворце служили (ловили мышей) коты казанской породы, они были определены в ряды лейб-гвардейской службы и получали особое довольствие.

Большой популярностью у народа пользовался сюжет того как «Мыши кота погребают», в главных ролях, конечно, же был Кот Казанский. Обычно в его образе скрывались правящие цари, после их смерти. И сам сюжет и реплики мышей, давали возможность читателю узнать оценку народом того или иного правителя (комментарии так сказать...Плохой был царь или же нет? Много ли воров было у него в попечительстве, предателей при дворе?)

-2

В основе сюжета исследователями принято считать западные сюжеты.

-3

Такие как «Погребение охотника разными зверями». В чёрном гробу лежит охотник, несут гроб олени, на гробу сидит сова. Во главе всей похоронной процессии идут лисицы одна держит в руках раскрытую книгу, другая несёт крест. У вепря с собой лопата и он идёт копать могилу охотнику. Над всем этим прекрасным действом летают птицы. Как видно из представленного примера, животные, как бы ведут себя подобно людям, тем самым делают сюжет смешным, и в то же время злободневным, так как под покровами животных скрыты настоящие персоналии. В России похожий лубок появился в XIX веке, но под иным названием «Погребение медведя косолапа теми зверями, которых он угнетал».

Прототипом также может выступать и сатира лютеран на погребение Папы Пия V (который скончался в 1572 году), или сатира чехов на смерть Григория XIII(умер в 1585 году).

Вернёмся к сюжету о похоронах кота мышами, распространённому на территории России.

-4

И обратимся к деталям самих лубков. Начнём с того что кот лежит в санях. Похороны с катафалком, оркестром и другими премудростями на европейский манер появились в России лишь в 1699 году на похоронах Лефорта. Примерно в это же время чёрный цвет начинает ассоциироваться с трауром. Но также известно, что Петра I хоронили в санях на русский манер (до правления Екатерины I всех русских правителей хоронили в санях, по старинному обычаю)

-5

Прям на конце саней сидит мышь могильняк с лопатой для рытья могилы, бедному коту. Над ним надпись «Емелька могильняк идёт землю ковырять». Над котом в поздних редакциях лубка надпись: «Кот Казанский а ум Астраханский, разум Сибирский».

Над мышами, тянущими сани на кладбище надписи: «Мыши с Рязани, а прозванием они Макары, лямками кота тянут и отсадно работают». Как-то Пётр I бывал в Рязани, и наткнувшись на крестьянина спросил его имя, на что тот ответил — Макар, мол он. Потом Пётр, походив по Рязани и поспрашивав имена встречных, слышал лишь одно имя. Так Пётр I и начал всех жителей Рязани макарами звать (по-преданию). Мыши подобно людям играют на музыкальных инструментах. Над мышью со свирелью надпись такая: «Чурила Сарнач в свирелку играет, а ладу не знает». Мышь едет в повозке и везёт вино в сосуде. В бочке везут пиво, в ушатах вымороженное молоко, одна из мышей несёт пироги в коробе. В XVII веке на лубках с подобным сюжетом изображалось 23 фигуры. В XVIII веке уже их число возросло до 66. В самых поздних редакциях сани были заменены на колесницу-катафалк.

-6

В заглавии лубка сказано: "Небылица в лицах, найденная в старых светлицах, оберченную в чёрных тряпицах, как мыши кота погребают, недруга своего провожают, последнюю честь с церемонием. Был престарелый Кот Казанский, урожденец Астраханский, имел разум Сибирский, ус Сусастерский, жил славно, слабко бдел, умер в месяц серой, в 15 число в жидовский шабаш". Чтобы не возникло никаких ассоциаций с конкретной персоной, лубок сообщает, что Кот умер "в месяц серой, в 15 число в жидовский шабаш". А документ никто не делал - он нашёлся "в старых светлицах, в чёрных тряпицах". Далее идёт описание похоронной процессии(Кому интересно можете изучить досконально):

  • Знатныя подпольныя мыши крыночныя блудницы напоследок коту послужили на чухонския дроги, связав лапы, положили, хотятъ печаль утолить а кота в говенной яме утопить.

2. На дрогах (полозах) сидитъ кучер из навозныя кучи

3. С Балчуга старая крыса починает, а лабриса з брысу по коте воспевает, а малыя дети с визгом припевают: искусная мышка из Немецкой лавки взявши свирель в лапки умильно играет, кота проклинает

5. Из Рогожской мышь Корча тащит бубень скорча

6. Позади бежить из Таганки сама поганка, бьетъ в бубень поход будетъ

7. Деревенская мышь Сарпа (Сарпачь) в свирелку играетъ, а ладу не знаетъ

8. В балалайку играет на поминки коту гостей собирает

9. Гренко с Дону из убогаго лому, она песни воспеваеть, а после коту добрую жизнь возвещает

10. Мышь татарская Арника тож наигрываете в волынку

11. Мышь из Рязани в синем сарафане, идучи так горько плачет, а сама в присядку пляшет

12. Мыши Елеси идутъ хвосты повеся

13. Мыши Ермаки надевши колпаки

14. От вольных домов из больших питейным погребов сидит маленькая в одноколке на отце, объявляеть веселью быть в корце

15. Уралская мышь братиною гремитъ передних бранить, что скоро бегут и старых неждут: хромыя и лазарецкия мыши на силу за ними бегут

16. Мыши Чухонки ендовы тащит мерзлаго молока ушат с летошнова году и с под заходу, бежит на коньках, сама говорить, лучше бы я знала, сидела дома

17. За ими бежит кружкою гремитъ возников бранить, чтобы поскорее поспешали, с весельем кота поминайте, похмельных охмеляйте

18. Мышь несетъ скляницу вина, а другая закуску полтора блина

19. Старая Подновинская крыса седая смотритъ бочки у которой кот изорвалъ ж..пу в клочки

20. Сышь при сненшнику зяткнула за пояс тряпицу, а сама поигрывает в скрипицу

21. Мышь Охтенка переведенка, несёть ребенка раненова котом, как ребенка

22. Сельская мышь сива ведёт на убой свинью

23. Друга грыжа говорит, я де ночью все вижу

24. Мышь голодна весьма не проворна попала в яму говенну по горло

25. Маленькия мышки пищать и вон ее тащат

26. Мыши хворых мышей на себе везут и прогонов не берут

27. Мышь курбата несёт лопаты яму копати

28. Мышь с метлой, а другая с ветлой по пути заметают, а сами по сторонам посикают

29. Мыши из татарской мечети по татарски лепечут

30 .Лазарецкая мышъ на костылях ходить присесть у кота не может (хочеть присесть у кота на дровнях)

31. Сибирская мыши щиры идут править у кота морщины

32 . Мышь Чурила беду сокурила кота на дровни взвалила, чуть было я..ца коту не раздавила

33. Мышь седши на пенёк надувается, три дни в лапти обувается

34. Мыши ярко красной растоптала лапти, ознобила лапки

35. Мыши нашли рака учинили драку

36. Коломенска мышь гонком на санях везетъ рогожи коту на саван

37. Мышь Цыганка несетъ покрыть кота цыновку

38. Мышь Барабошка несет рогожку

39. Мышь, идучи хрюкаетъ, за нимъ нюхает

40. Мышь с Арбата очень горбата, велитъ собрать тарелки и подносить горелки, и начала сама подносить горелки

41. Мыши Олонки одна несет солонку, а другая сноп соломки

42. Мыши Корелка несутъ лошки и тарелки

43. Мыши ханжи несут вилки да ножи, мыши жалки несутъ колпаки да чарки

45. Мышь перша несетъ перцу

46. Мышь несет таракана печенаго, а другая чесноку толчёнова

47. Мыши пешками несуть кушанья мешками

48. Мышь с Полянки старуха несетъ хлеба краюху

49. Мышь смазлива несёт ситные в корзине

50. Мышь от чухонки Маланьи везетъ полны сани оладьев

51. Мышенок ушибено рыло несетъ жареной рыбы

52. Тошера из Мошена песеть сиги, лини ешь да плотно сиди

53. Мышь палена песеть ядро калено пиво разогревать

54. Мышь с Покровки несет морковны похлебки

55. Мышь изъ Риму несет кобыльева молока крину

56. Из помоё мышенок держит в лапках рожёк калача, ест в кринку обмача

57. Мыши с Вятки наварили яиц в смятки

58. Новогороди несут похлебки в сковородке

59. Мышь идёт невесела объелась киселя

60. Мышь несёть молоток в лапках, да хвалить пироги, ест сладко

61. Мышъ для смаку несёт тёртаго маку

62. Мышъ бежит на коньках, сама говорить лучше дома сидеть, а тут за содом гостей не станет погладить костей

63. Со Вшивой горки после стола крошит корки

64. Мышь бежит на лыжах, после банкета посуду лижет

65. Мышка говорок, доброй поварок на чумички вши бьет, а ж..й тарелки трёт

66. Последняя подслепая пирожница добрая горазда печь пироги с салом, для знаку ходить с овалом.

Мыши названы "Крыночными блудницами" - т.е. воровками. Мышь из Рязани в синем сарафане, идучи так горько плачет, а сама в присядку пляшет. Знатные мыши подпольные "крыночные блудницы" - вероятно намёк на знатных казнокрадов. Крынка, скрыня, скриня - ящик для хранения казны. Кот тоже хорош - "мышенок ушибено рыло" и другие увечные.

Мыши несут тарелки, кружки, братины и закуски. Мышь, которая везёт бочку, курит трубку. Перечислено всё, что необходимо для похорон - даже калёное ядро для разогревания напитков. Гроба не видно, но упоминаются рогожки для савана.

Старая Подновинская крыса седая - вероятно, намёк на князя Голицына, двор которого стоял под Новинском.

Катафалк назван Чухонскими дрогами.

В современной литературе считается, что "погребение кота" - сатира на Петра I. Это также может быть Иван Грозный, или Алексей Михайлович, которые имели любимых котов. В XVII веке существовала притча "И кота мыши волокут на погост". После смерти Петра I притча могла быть использована для лубка.

Кого заинтересовало почитайте научную литературу:

1.Иван Снегирев "Лубочные картинки русского народа в московском мире". Москва. 1861 год.

2.Ровинский, Д. А. Русские народные картинки / собрал и описал Д. Ровинский ; посмертный труд печатан под наблюдением Н. Собко. — СПб.: Изд. Р. Голике, 1900. — Т. 1. — 370 с. — Репр. изд.: СПб.: Тропа Троянова, 2002.