Недавние новости о том, что семейный офис Джорджа Сороса на 26 млрд долларов выходит на рынок криптовалютики , многие инвесторы размышляют о вероятном воздействии.
Но одна из самых известных идей миллиардера может быть еще более важна для понимания того, как функционирует рынок, с его участием или без него.
Для тех, кто не знаком с этим мощным палиндром: в мире экономики и финансов Сорос опасается и известен как «человек, который разбил Банк Англии», когда он сделал 1 миллиард долларов за один день, 16 сентября 1992 года (известный как Black Wednesday ). Это один институциональный игрок, обладающий способностью делать большие деньги и зарабатывать или ломать валюту ... даже цифровую.
Сорос отчасти объяснил свой успех своим пониманием того, что он называет рефлексивностью. Проще говоря, эта теория утверждает, что инвесторы основывают свои решения не на реальности, а на их «восприятии» реальности.
Согласно теории рефлексивности существуют две реальности: объективная и субъективная. Сорос объясняет, что субъективный аспект охватывает то, что происходит в уме, и объективный аспект - это то, что происходит во внешней реальности.
Рефлексивность соединяет любые два или более аспекта реальности, устанавливая между ними две линии обратной связи. Таким образом, действия, возникающие в результате каждой реальности, объективной и субъективной, будут влиять на восприятие инвесторами и, следовательно, цены. Сорос назвал мировой финансовый кризис 2008 года иллюстрацией теории.
Рынки, по его мнению, находятся в постоянном состоянии расхождения с реальностью и далеко не точно отражают все имеющиеся знания, вместо этого представляют собой почти искаженный взгляд на реальность.
«Степень искажения может время от времени меняться», - однажды написал Сорос, добавив:
«Иногда это довольно незначительно, в других случаях это довольно ярко. Каждый пузырь имеет два компонента: лежащую в основе тенденцию, которая имеет место в реальности, и заблуждение, связанное с этой тенденцией».
Он объясняет, что, когда возникает положительная обратная связь между тенденцией и неправильным представлением, «процесс бум-бюст приводится в движение». Это проверяется отрицательной обратной связью на этом пути, и, если она достаточно сильна, чтобы выдержать эти тесты, как тренд, так и заблуждение будут усилены.
'Near-религиозный'
Итак, как его теория применима к криптовому рынку? Для начала мы видим эти петли обратной связи.
Чем больше людей формируют положительный взгляд на биткойн, тем больше цена будет парить, и наоборот. Это то, что произошло в конце прошлого года: когда цена биткойна подскочила, она привлекла больше пользователей, что еще больше укрепило цену, в результате чего появилось больше людей.
Криптовые рынки так же подвержены явлениям иррационального изобилия, предвзятости или упрямствующим акторам, как и любому другому рынку, сказал Omri Ross, доцент Копенгагенского университета и генеральный директор Firmo Network , запуска смарт-контракта.
Кроме того, известная культовая культура сообщества усиливает эти эффекты, сказал он.
«Рефлексивность экономических субъектов подтверждается распространением субкультур и групп поклонников, возникающих вокруг различных проектов», - сказал Росс. «На молодых и неустойчивых криптографических рынках ежедневно наблюдаются почти религиозные убеждения о повышении цен с ссылками на различные модели внутренней оценки».
Другая область, в которой рефлексивность применялась в течение некоторого времени, находится в секторе первичного предложения монет (ICO), где импульс повышал цены, сказал Шейн Бретт, соучредитель и генеральный директор GECKO Governance , стартап regtech. Но это продолжалось так долго.
«Однако в последнее время дискуссии о соблюдении требований, не говоря уже о мошеннических ICO, заставили некоторых инвесторов отступить», - сказала Бретт. «И наоборот, институциональные инвесторы стремятся инвестировать в рынок, но при отсутствии соблюдения остаются в стороне, что противоречит этой теории».
Никто действительно не знает, каким долгосрочным эффектом станет выход Сороса на крипторы, только через несколько месяцев после того, как он присоединился к другим элитам в Давосе, назвав биткойн пузырем. Все должно стать интереснее.
Но мы можем узнать из его понимания кругового отношения между причиной и следствием, а также роли когнитивной функции на новом, развивающемся и неустойчивом рынке.