Про неё кто только сейчас не бредит, крича о том, что промышленность России в упадке. Мол, развалили великую советскую индустрию, так давайте теперь новую индустриализацию делать, а то пропадём!.. Хазин, Несмиян, Калашников, Делягин, Бабкин, Хренабкин...
Надо при этом заметить, что сталинская индустриализация (которую "развалили либералы") была не совсем индустриализацией. Это была всеобщая милитаризация экономики, то есть её индустриализация с военным (или двойным) прицелом. А значит, в нормальном капиталистически-потребительском обществе места ей все равно не было, вот она и умерла. Конвергенция, на которую уповали в горбачевские времена, была невозможна: из военной основы ничего конкурентного гражданского не сляпаешь, чему доказательством и первые советские гражданские самолеты, родившиеся из бомбардировщиков (прожорливые и некультяпистые), и "бронебойные кастрюли"... "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань..."
И вот теперь нам снова кричат: если бы триллиарды нефтедолларов мы в нулевые годы вложили в новую индустриализацию и понастроили заводов, то...
- То что было бы? - Хочу я спросить: - И кто это "мы"?
Кто должен был под маркой "мы" строить эти самые заводы и эту самую "индустрию 2.0"? И зачем?
Государство? Или частный бизнес? Для частного бизнеса нужны условия. А в страну рейдерских захватов, где нет судебной системы и святости частной собственности, инвестиции не пойдут. Не хотят в Россию люди вкладывать, дураков нет... Впрочем, я думаю, крикуны о новой индустриализации под "мы" имеют в виду все-таки государство.
Но проблема в том, что государство - это в каждой конкретной точке - бюрократ. Чиновник. А откуда чиновнику знать, какой завод строить? Этого никто не знает, кроме частного инвестора. Вон Совок строил, строил заводы, производил на них говно всякое, забивая склады, а люди всё равно бегали за импортным. Даже честно купленный "Фиат" превратили государственными стараниями в "Жигули". Если кто-то шкурно не рискует своими личными деньгами, а строит за государственные, его завод будет всегда производить говно и только говно.
А самое главное, строить сегодня заводы - это шагать во вчерашний день. Потому что современная экономика и тем более экономика завтрашнего дня - это экономика сервиса, экономика компьютеров, экономика менеджмента, экономика дизайна, экономика инноваций. И скоро с промышленностью случится то же, что уже произошло с сельским хозяйством - 4% людей, занятых на селе, ныне кормят целую страну. Ни сельское хозяйство, ни индустрия не могут в современных условиях быть локомотивом экономики. Ну и зачем тогда нам эта самая "вторая индустриализация " нужна?