На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Ее авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, местам расквартирования военных частей и многим городам на глубину 250—300 километров от государственной границы. После артиллерийской подготовки в пределы СССР вторглись главные силы немецко-фашистской армии. Против СССР выступили также Италия, Румыния, Финляндия, Венгрия.
Такую тревожную весть советские люди узнали из сообщений по радио. Но тысячи и тысячи из них, оказавшихся в районах боевых действий, тут же испытали на себе вторжение фашистских полчищ.
Как доносят до нас свидетельства тех дней, первыми приняли на себя удар мощнейшей по тому времени германской военной машины войска приграничных районов.
В числе первых воинских подразделений Красной Армии, вступивших в бой с фашистской армадой группы «Север», надвигавшейся на Литву, был и 55-й танковый полк, входивший в состав 28-й танковой дивизии под командованием в то время полковника И. Д. Черняховского.
Иногда Великую Отечественную войну называют войной танковых сражений. Гитлеровцы к моменту нападения на Советский Союз создали четыре танковые группы (армии), которые совместно с авиацией и должны были «молниеносно» выиграть войну непрерывным и стремительным наступлением вглубь нашей страны. У германского командования даже существовала так называемая теория «танковой» войны — шаблонная тактика ведения наступательных действий, когда мощные танковые клинья врубались в оборонительные рубежи Красной Армии, прорывались на многие километры вглубь советской территории и, развивая успех, оказывались далеко в тылу обороняющихся. На вооружении у Вермахта были современные по тому времени танки: легкие — Т-I и Т-II и средние — Т-III и Т-IV, лобовая броня которых достигала 50 миллиметров, а масса броневой машины была 23— 24 тонны.
Что могли противопоставить тогда грозно вооруженному, наглому и жестокому врагу наши нередко разрозненные, лишенные единого командования воинские части Только мужество солдат, выдержку и находчивость командиров, их беспримерный героизм во имя Родины.
На вооружении танковой дивизии Черняховского в то время были легкие и скоростные бронемашины БТ-7. Экипаж такого танка из трех человек, вооруженный сорокапятимиллиметровой пушкой и пулеметом, укрытый за 20-миллиметровой толщиной лобовой брони, был способен к маневренным боевым действиям. И командир дивизии, в задачу которой входило сдерживание оголтелого врага, старался путем маневрирования боевой техники ослабить наступательный пыл фашистской армады, сеющей на своем пути убийства и смерть тысяч людей.
Дивизия занимала оборону в местечке Кальтиненай Шилальского района, когда на рассвете 23 июня 1941 года 8-я танковая дивизия фашистских войск начала свое продвижение на восток. Танкистам 55-го танкового полка, где заместителем командира служил майор Борис Петрович Попов, было приказано рассредоточить свои боевые машины так, чтобы двигавшийся по шоссе противник не мог сразу обнаружить их, укрытых за деревьями густого леса.
Огромная немецкая моторизованная колонна, двигавшаяся по шоссе, начиналась большой группой мотоциклистов. За ними, тяжело лязгая траками гусениц и занимая всю ширину дороги, парами ползли танки. Затем, замыкая колонну, тянулась цепь бронетранспортеров с пехотой. Представляя собой грозную силу, крушившую города Европы, фашисты уверенно совершали свою передислокацию. Немецкие автоматчики, «оседлавшие» мотоциклы, даже не соизволили осмотреть близлежащую местность, где за деревьями в напряженной тишине застыли наши бойцы. И вот, стрекоча моторами, проскочили вперед мотоциклисты. Наполняя гулом притихший лес, непрерывным конвейером ползут танки, показывая свои бока с ненавистными белыми крестами.
Вперед!
— слышат приказ своего комдива командиры советских боевых машин и устремляются на врага.
Словно гром среди ясного дня — так всей своей огневой мощью обрушились на фашистов наши танкисты. На миг разрывы снарядов потрясла ползучую танковую гидру врага. Густой черный дым повалил от одного, второго, третьего, четвертого танка, заволакивая их крестовые бока. И вот шоссе уже забито горящими немецкими машинами. Часть танков противника, не принимая боя, отползают назад.
И тут на ряды наступавших советских танков обрушивается огонь немецкой артиллерии.
Один из снарядов оказывается смертельным для командира 55-го танкового полка Онищука,
Взять командование на себя!
— приказывает Черняховский майору Попову.
И майор во главе 17 броневых машин устремляется на вражескую артиллерию. Его танк первым врывается в стан обезумевших от страха фашистов, сметая с пути первую попавшуюся пушку вместе с ее расчетом, затем, круто развернувшись, расстреливает второе, третье, четвертое орудие врага. Прорвавшись через огневое заграждение, наши танки бросают свою мощь на отступающую в панике вражескую пехоту. И тут танк Бориса Попова потряс страшный взрыв.
Всем покинуть машину!
— слышат приказ своего командира танкисты и устремляются из горящего танка.
Но не спешит вслед за своими товарищами майор, прильнув к смотровой щели, сквозь едкий дым он видит уцелевшую пушку врага, плюющуюся смертельными снарядами. Еще один из них приземлился рядом с танком. Послушные до автоматизма руки танкиста скользят по металлическим частям орудия. Заряд, выстрел, и немецкая пушка умолкает навеки.
Задыхаясь от едкого дыма, Попов с трудом выбирается из горящей машины. Но только несколько шагов ступает он по земле. Поплыла она у него под ногами. Не увидел ее слезящимися от дыма глазами, только почувствовал, как уходит она из-под ног, а в груди разливалась огнем острая боль.
Ему было всего лишь 38 лет. Дома ждали мать, жена и дочь. И только похоронка, что их сын, муж и отец Борис Петрович Попов погиб смертью храбрых пришла в дом.
...В этом бою дивизия Черняховского отбросила врага на пять километров и уничтожила четырнадцать танков, двадцать орудий и до батальона пехоты. Это была первая победа 28-й дивизии в первом бою. И нам надо помнить, что в ее достижении участвовал и майор Борис Петрович Попов, совершивший бессмертный подвиг.
Он первым из советских воинов был удостоен звания Героя Советского Союза в период начала Великой Отечественной войны, напишут газеты, который ради Отчизны отдал свою жизнь. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1941 года «За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» майору Попову Борису Петровичу».